Книга:
ПРИЛОЖЕНИЕ Краткая история островов Тувалу, записанная Р. Робертсом
Тепаоло не .получил голову черепахи, потому что был .потомком Телематуа по'женской линии. :' '
91
Тенгеи
Салаика
Каитумауа
Лупесуиа
Кофе
тао, получив голову черепахи, не употреблял ее в пищу, но подношение ее означало, что он стал законным собственником всего, что попадало на остров. Тот же обычай относился к китам, выброшенным на риф, но в этом случае, поскольку nMOiBbi были слишком велики, алики туту или тао получал два зуба. Зубы кита, высоко ценимые алики туту и тао, могли быть переданы сыновьям и дочерям любимых субвождей, и те носили их на шнурке на шее. Обломки лодок, стволы деревьев, которые приносили ветры из Меланезии и которые были гораздо больше тех, что росли на коралловых атоллах (поэтому из них строили двойные лодки — мататауа), также становились собственностью алики туту. Женские потомки Телематуа!3 имели право на передние плавники черепахи, жрец брал задние, а тело черепахи становилось собственностью воинов. Простые люди не имели прав ни на одну часть черепахи до тех пор, пока ее остатки не выбрасывались. Это относилось только к черепахам, пойманным на берегу, куда они приходили класть яйца. Черепахи, пойманные с лодок в открытом море, были собственностью тех, кто их поймал. Когда Тенгеи был
Речь идет о потомках Телематуа по женской линии.
на Ваитупу, мореход Муни доставлял ему с Фунафута головы пойманных там черепах, но когда Каитумауа поселился на острове Мулитефала, головы стали доставляться ему.
После того как Тауаса уничтожил феодальную систему, по которой потомки Телематуа и имели право-на верховную власть, и поделил земли на части (тофи) между низшими алики, его популярность возросла. Следствием приезда Каитумауа с Ваитупу и его притязаний на титул алики туту стал компромисс. Надо иметь в виду, что Каитумауа был поддержан жрецом Аликипо, которого народ боялся даже больше, чем Тауасу. Люди боялись жреца как представителя божеств и как фактического тао Каитумауа, но они не могли забыть того, что Тауаса успешно защищал их от нападений тонганских разбойников, улучшал их кокосовые плантации, распределил земли. Каитумауа, претендент 15 на островке Мулитефала, получал голову черепахи как традиционный символ верховной власти, а Тауаса — действующий правитель в Фонгафале — получал теперь головы черепах, пойманных в море. Таким образом на Фунафути стало два алики, а должность тао была упразднена.
Подношение головы черепахи алики туту было обрядом, известным как алофа. Услышав крик «Улуфону! Уи е! Е»!, алики туту выходил из своей хижины и садился на циновку. Между ним и его подчиненными была малае. Звучала традиционная песня, прославляющая подвиг известного на острове воина. Само подношение головы черепахи алики туту совершалось во время танца (телетеле), который исполнялся либо мужчиной,, либо женщиной, членом одной из семей воинов, и только это лицо приближалось к алики туту, неся корзину,, в которой находился символ. Танец телетеле исполнял мужчина, если подносимая голова принадлежала самцу, и женщина — если самке. Когда корзина ставилась перед алики туту, толпа опять выкрикивала «Улуфону!' Уи el Е!», и потом все расходились.
По-видимому, Аликипо был первым жрецом на Фунафути, по крайней мере из числа выдающихся, и, поддержав Каитумауа, он добыл для него символ вождя — голову черепахи. Это примирило двух претендентов на должность алики туту.