Книга:

ПРИЛОЖЕНИЕ Краткая история островов Тувалу, записанная Р.  Робертсом

несмотря на то что не имел земель, пользуясь тем, что люди боялись духа Фоилапе, и сам жил хорошо и оказывал материальную помощь алики туту.

Лупесуиа, алики туту на островке Мулитефала, умер, и его сын, Кофе, унаследовавший титул своего отца, еще больше, чем Лупесуиа, зависел от поддержки, оказываемой им жрецом Леволо. Последний предложил провести новое перераспределение земель, с тем чтобы получить в собственность земли (после первоначального распределения, проведенного прежиим алики туту, Тауасой, он их не имел). Чтобы легче провести перераспределение и предупредить возражения со стороны собственников земель, было объявлено, что такова воля духа Фоилапе. Алики туту Кофе одобрил замысел Леволо. Считая себя по генеалогии законным алики туту ш рассматривая прежнего алики туту, Тауасу, как узурпатора, он рассчитывал получить полную власть над всем   атоллом.

Но, прежде чем этот замысел был осуществлен, Тила, алики туту в Фонгафале, умер, и ни один из его братьев и сыновей не заступил на эту должность. Ее занял Талафоу — племянник алики туту, который был сыном Луки, брата предыдущего алики туту, Силимауи, и внуком Тауасы, который произвел первое разделение земель 19.

Раньше простолюдинам было сказано, что перераспределение земель — это желание духа Фоилапе. Леволо в дополнение к этому заверил их, что теперь земли получат и они, а следовательно, перестанут зависеть от алики туту и низших вождей 20. Алики туту в Фонгафале и низшие вожди не смогли противостоять воле большинства— население Фунафути значительно пополнилось иммигрантами с других островов группы Ату Тувалу и с Токелау. Надо иметь в виду, что кольцо атолла— это узкая, длинная   и извилистая полоска земли и

19    Из этого видно, что положение Талафоу было довольношатким, поэтому Леволо и Кофе смогли провести земельную реформу.

20    Кофе и Леволо, проводя перераспределение земель, вынуждены были привлечь на свою сторону безземельных общинников. Возможно, некоторые из них действительно получили землю и сами стали алики. Но в целом прежние порядки сохранились, и рядовые общинники остались в зависимости от алики. что каждый участок земли тянулся поперек атолла, от лагунного   берега   к   океанскому   рифу.

Жрец Леволо придумал способ провести новые границы. «Я возьму длинную веревку,— сказал он, — и буду бежать до тех пор, пока хватит дыхания, и там, где остановлюсь, будет проведена граница». Матаика, приемный сын Леволо, держал один конец веревки, а жрец с другим двигался вперед. Когда Леволо пробегал по земле, принадлежавшей лицу, враждебно относившемуся к Кофе или Леволо, Матаика натягивал веревку, не давая сделать Леволо ни шагу дальше, а когда Леволо пересекал участок, принадлежавший лицу, дружелюбно* относившемуся к нему, веревка не тормозила его движения. Таким образом многим из тех, у кого раньше было обилие земли, достались маленькие участки, а те, кто раньше не имел земли, оказались собственниками больших площадей. Когда алики туту в Фонгафале и низшие вожди, сторонники династии Тауасы, разобрались в происшедшем, было много недовольства, но жрец Леволо убедил их, что это было сделано по приказу духа Фоилапе, поэтому споры прекратились, однако трения между семейными группами продолжались еще   долгие   годы.

Хотя Талафоу, алики туту в Фонгафале, и потерял' значительную часть земель, унаследованных им от отца и деда, а ныне перешедших к Кофе и Леволо, свой тик тул он все же сохранил. В годы совместного правления Талафоу и Кофе в Фонгафале были построены два дома собраний (манеапа): в одном, под названием Малунга-та, находившемся на берегу лагуны, заседал совет вождей; в другом, под названием Авателе,. собирались низшие вожди, и старики. Алики туту и высшие вожди в' Малунгате выносили решение, которое направляли в Авателе. Оттуда поступал ответ, что походило на Ответ тао своему алики туту, поэтому.члены «нижней палаты»'-Стали называться тао. ■■■ Старый порядок изменился в конце 60-х годов XIX в., когда полинезийские тичеры принесли на атолл христианство: Миссионеры запретили обычай подношения голов черепах алики туту и освободили людей от страха   перед   духом   Фоилапе.

Безымянный тонганец со своими пятью женами был первым, кто увидел атолл, ныне известный как Нукуфетау. Когда он впервые посетил островки, там росло-только дерево фетау,

Оглавление