Книга:

ПРИЛОЖЕНИЕ Краткая история островов Тувалу, записанная Р.  Робертсом

Пятеро мужчин— Калунга, Калеле, Пасивао, Теумаи и Теулумаун-та — высадились на берег и оставались там несколько месяцев, выдалбливая ствол дерева пукаваи, чтобы ис-лользовать его как резервуар для сбора дождевой воды. Они посадили на острове несколько проросших кокосовых орехов, взятых ими с Ниутао. Сегодня старики Ниутао утверждают, что те ранние мореходы дали этому песчаному острову название Ниулакита еще до того, как   вернулись   обратно   на   Ниутао.

В далеком прошлом люди, возвращавшиеся на лодке с острова Ниулакита на Ваитупу, остановились ненадолго на атолле Нукуфетау и рассказали местным жителям о могиле и остатках аутригера, которые они нашли на Ниулаките. Из подробного описания аутригера люди с Нукуфетау поняли, что его владельцем был житель их атолла. Позднее к острову Ниулакита поплыла лодка под названии «Намоева». Один член команды по имени Каунуту там умер. Через некоторое время на юг, к обиталищу черепах, было совершено еще шесть или семь плаваний под командованием Туи-ланги.

Группа людей, возглавляемая Макавой, отправилась с Фунафути на восток к Увеа. На борту лодки находился мореход Муни. На острове Увеа люди задержались, ожидая подходящей погоды,  а когда появились благоприятные  признаки,   они   отправились   домой,   взяв   с собой отростки   деревьев мило, фоу, хлебного   дерева, таро и бананов. На пути   к Фунафути   они   ненадолго остановились на острове Ниулакита, где посадили отростки растений, взятых на Увеа.   Когда   они  плыли   на •север, поднялся шторм, мачта сломалась и, падая, убила Макаву.   Тогда   мореход Муни повернул  обратно  к острову Ниулакита и у прохода через риф похоронил Макаву. Его могилу можно видеть и сейчас. Едва море утихло, Муни снова пустился в путь и после трудного плавания добрался до Фунафути. Дети и внуки погибшего Макавы захотели побывать на его могиле. С ними поплыл Муни. Но они не вернулись, и об их судьбе ничего не было известно. Много позже двое мужчин по жмени Малеко   и   Теаки, возвращаясь   на   европейском корабле с Фиджи, решили остановиться на острове Ниулакита, чтобы посмотреть могилу Макавы. И здесь они увидели обломки лодки, построенной в фунафутий-ском стиле, а рядом человеческие скелеты — видимо, это» были останки морехода Муни, а также детей и внуков* Макавы 26.

С атолла Нукулаелае, самого южного в группе Агу Тувалу, две лодки поплыли к Ваитупу, потом к Фунафу-ти. Пробыв на Фунафути некоторое время, люди отправились  обратно домой.  Командир  одной   лодки,   Тепа, хорошо знал океан, а командир другой, Маканга,— плохо,  поэтому  лодки  были  скреплены.   Во  время  плавания Тепа и Маканга разошлись во мнениях, лодки были разъединены, и каждая пошла своим путем к Нукулаелае.  Ночью начался  сильный  ветер,   пошел  проливной дождь, Тепа дул в свою раковину, чтобы Маканга услышал его и отозвался, но ответа не последовало, и Тепа понял,  что  его   товарищей   отнесло ветром   далеко   на запад. На следующий день Тепа благополучно прибыл на   атолл  Нукулаелае.  Хотя  погода  была  опять  хорошая, но лодки Маканги не было видно. Потом, уже несколько лет спустя,  на  Нукулаелае   высадились люди, плывшие от Ниулакиты к Ваитупу. Они рассказали, что нашли   обломки   лодки,   сделанной  из   дерева   канава. Тогда жители Нукулаелае поняли: это все, что осталось от лодки Маканги.

Мужчины и женщины со всех атоллов Ату Тувалу, за исключением Нанумеа, посещали остров Ниулакита, и каждая группа, находя его необитаемым, считала, что население их родного атолла имеет право владеть этим островом. Со временем германская фирма «Руге и компания» в Апиа (на Западном Самоа) учредила торговые станции на атоллах Фунафути и Ваитупу. На Ваитупу некий Т. Вильяме открыл магазин. Долгое время люди Ваитупу хотели как-то использовать остров Ниулакита в своих интересах. Они обратились к мистеру Вильямсу с просьбой разрешить некоторым из них от-. правиться на его шхуне к острову черепах. Несколько

?б Мореход Муни упоминается также в предании атолла Фунафути. От первооткрывателя этого атолла, самоанца Телем лтуа, егоотделяют примерно четыре поколения. События на Фунафути, свя—занные с его именем, происходили раньше, чем те, о которых и'дёъречь в начале этого предания. вождей поплыли к острову Ниулакита, чтобы исследовать его ресурсы. После их возвращения было решено посадить на острове кокосовые пальмы. До тех пор пока остров Ниулакита не превратился в плантацию, туда направлялись для работы мужчины и женщины, которые менялись каждые 12 месяцев.

Оглавление