Книга:

ПРИЛОЖЕНИЕ Краткая история островов Тувалу, записанная Р.  Робертсом

и кокосовых орехов, Тауаса и его люди, страдали от недостатка пищи. Поэтому Тауаса добивался разрешения вернуться в главное поселение. Три; раза он обращался к Салаике, и три раза Салаика отказывал ему. Тауаса в гневе поплыл на север, в Фонгафале, и убил .алики туту, когда он опал. Салаика неудачно   выбрал   своего   тао.

Салаика не имел потомства, и после него алики туту стал его брат Полау. Тенгеи, законный наследник титула тао, все еще был на Ваитупу, поэтому Тауаса оставался тао. В годы правления Полау были засуха ш сильный голод, но вскоре пищи опять стало достаточно-Полау женился на женщине с Токелау по имени Маси-на и имел от нее сына, названного Фоунукутала. Полау умер   в   преклонном   возрасте.

В то время как законный тао, а теперь законный* алики туту Тенгеи был далеко на Ваитупу, его сестра-Макали оставалась на Фунафути. Эта женщина вышла замуж за сына Тауасы, Силимауа. Тенгеи на Ваитупу тоже женился, и у него родились два сына, Каитумауа и Умутонга. После смерти Полау Тауаса стал алики туту. Каитумауа прибыл на Фунафути и предъявил претензии на титул алики туту7. Тауаса считал, что имеет право остаться алики туту, так как занимал титул тао-и при Салаике, и при Полау, поэтому он решительно отверг притязания Каитумауа. Его поддержали многие вожди семей8, так как Тауаса успешно защищал свой народ против нападений тонганцев. Но поскольку Каитумауа был,   несомненно,   законным алики туту,   началисьраздоры, приведшие к краху старой феодальной системы 9, при которой алики туту был единственным владельцем всех земель и движимой собственности. Тауаса поделил землю между вождями семей, и каждый из них получил титул алики. Потомкам Телематуа через Таилоа II было дано столько же земли, сколько получили   потомки   Телематуа   через   Тепаоло.

Алики туту Тауаса часто плавал к Ваитупу и привозил на Фунафути проросшие кокосовые орехи, как делал его предок Телематуа, сажал их в пустынных местах атолла, заменяя тем самым деревья, погибшие в засуху в годы правления Салаики и Полау. Либо Тауаса- был индивидуалистом, либо он полагал, что назначение тао может привести к появлению партии, настроенной против него, но он не назначил тао. Каитумауа, законный алики туту, нашел убежище на островке Му-литефала — этот островок был собственностью его семьи согласно распределению семейных земель, которое провел Тауаса. Несмотря на то что сильный Тауаса пользовался поддержкой большого числа воинов, Каитумауа присвоил себе права алики туту. Жрец Аликипо, помогавший Каитумауа, фактически стал его тао, и благодаря его усилиям Каитумауа получил от людей атолла символ алики туту — голову черепахи. Этот символ власти давался только члену линии Телематуа 10, когда он вступал в должность алики туту ;или тао. Его никогда не давали женщине семьи11. Когда: Тепаоло стал алики туту после смерти Таилоа I, он не получил голову черепахи, так как она была дана Таилоа II, как сыну прежнего алики туту и как тао нынешнего, Тепаоло12. Черепах тогда было гораздо больше, чем теперь, и они были единственным источником красного мяса, остальная пища — рыба, кокосовые орехи и пулака. Мясо с его зеленым жиром считалось деликатесом, а голова как еда   ценилась  мало. Алики туту; или

9 Этот термин явно принадлежит Робертсу.

1!0 Речь идет о потомках Телематуа по мужской линии, черезТаилоа I...       ......  . -     •

11 Речь идет не о женщинах,'а о мужчинах, потомках Телематуа по женской линии, вождей через сестру Таилоа I. В этой линии женщина только одно звено, но этого было достаточно, чтобы вся .линия'считалась женской.

112

Оглавление