Книга:

ПРИЛОЖЕНИЕ Краткая история островов Тувалу, записанная Р.  Робертсом

Ваве был более могущественным, так как контролировал большую, северную часть атолла, а Таупо управлял двумя островками в южной части лагуны. Их совместное управление, по-видимому, было мирным. Все это происходило .задолго до прибытия «охотников на черных птиц>>1Та атолле были потомки первых поселенцев, пришедших вместе с Валоа с Ваитупу, а также несколько семей, появившихся в результате браков между воинами Текауапи и местными женщинами. Прибыли также беглецы с островов Факаофо и Атафу в группе Токелау, которые внесли некоторые изменения в конструкцию лодок. Тогда, до введения христианства, т. е. в период, называемый теперь по улиули, у каждого алики была деревня в западной части атолла, но в сезон сильных штормов обитатели обеих деревень жили вместе в третьей деревне, расположенной на одном из восточных островков. Таким образом удавалось в известной мере избегать сильных дождевых шквалов и океанских волн. Двое алики, Ваве и Таупо, поделили атолл на 28 участков, чтобы каждая семейная группа могла иметь   свою   собственную   землю.

25 Трудно  согласиться  с таким  предположением.  Скорее всего, Валоа был местным жителем атолла Ваитупу.

У Ваве и Таупо было по сыну, одного звали Ноа, другого—Каитулоа. После смерти отцов они стали алики. Но после их смерти должность алики перестала быть наследственной. Вождей выбирали, при этом предпочтение отдавалось достойным людям из числа потомков Ваве  и   из   семьи,   основанной  Таупо.

В 1861 г., во время правления Ноа и Каитулоа, восточные ветры и океанские течения прибили к Нукулаелае маленькую рыболовную лодку с далекого Манихи-ки. В этой лодке был Элекана, обращенный в христианство. Скоро он убедил людей Нукулаелае отказаться от их прежних верований. На островке Тумулото, одном из многих, образующих атолл, есть место под названием Фонгафале, где исполнялись религиозные обряды; малае есть и в других местах (Темалае, Нукулаелае и Матапаа). Здесь по приказу алики исполнялись такие же обряды. На островке Ниу Оку (это название дано недавно европейскими тредерами) стоит каменная  плита.  Это  место  называется  Те  Фалеатуа.

В начале 90-х годов прошлого века Л. Беке писал: «Тридцать лет тому назад Нукулаелае населяло около четырехсот туземцев. Однажды, в 1866 г., прибыли два странных судна, барка и бриг. Они подошли вплотную к рифу, и через несколько часов почти две сотни несчастных, ничего не подозревающих и дружелюбно настроенных туземцев были захвачены перуанскими работорговцами и взяты на борт. Их вместе с другими товарищами по несчастью увезли из родных мест и продали в рабство на разработки гуано на островах Чинча, близ побережья Южной Америки. На Нукулаелае вернулись только двое — остальные трагически   погибли от жестокости их хозяев   на   мрачных   островах Чинча».

 

К моменту посещения атолла кораблем «Роялист» в 1892 г. капитан судна Дэвис насчитал только 95 душ, так жестоки- были набеги «охотников на черных птиц».

Генеалогия показывает, что атолл был заселен шесть поколений тому назад.

Ниулакита

В группу Ату Тувалу кроме восьми островов входит девятый, необитаемый остров под названием Ниулакита. Неизвестно, кто первый открыл эту песчаную отмель, где гнездились морские птицы и куда приходили класть яйца многочисленные черепахи, кормившиеся среди рифов.

Согласно преданиям жителей Ваитупу, около четы-рех-пяти поколений тому назад на Ваитупу с острова Нуи прибыл человек по имени Паки. Прошли годы, Паки постарел, и ему захотелось вернуться на Нуи. Он выбрал нескольких мужчин, которые вместе со своими женами должны были сопровождать его. Лодка, которая, видимо, была большой, так как в ней находилось более десятка людей, благополучно прибыла на Нуи. Но, едва попав на родину, Паки заболел. Перед смертью он позвал к себе своего младшего брата, Каунуту, и попросил его доставить- обратно на Ваитупу мужчин и женщин, которые прибыли с ним на Нуи. Каунуту был искусным мореходом. Подготовив две лодки, люди пустились в плавание. В одной лодке был Каунуту и люди с Ваитупу, в другой — группа людей с Нуи, пожелавших  посетить   Ваитупу.

На следующий день, когда на горизонте уже видны были деревья Ваитупу, с востока подул очень сильный ветер. Каунуту пришлось проявить все свое искусство, чтобы лодка не опрокинулась. Когда через несколько дней наступило затишье, второй лодки, где находилась группа людей с Нуии

Оглавление