Книга:

ПРИЛОЖЕНИЕ Краткая история островов Тувалу, записанная Р.  Робертсом

Там он отдохнул и отправился дальше на Тонга, где женился. Рассказы Тефолаа о новой земле, расположенной далеко на северо-западе, заинтересовали многих молодых мужчин его деревни. Некоторые из них поплыли с Тефолаа и его женой на Самоа, с тем чтобы оттуда отправиться к Нанумеа. На Самоа к ним присоединились еще несколько человек — среди полинезийцев всегда можно найти любителей приключений. Большая; лодка (мататауа) достигла Нанумеа, была перетащена через риф и поднята на песчаный берег атолла.

От этих путешественников, живших 23 поколения тому назад, произошло население атолла. Язык жителей: Нанумеа отличается от языка, распространенного на других атоллах, тем, что h используется вместо s л иногда вместо / и v. Старики считают это доказательством того, что их предок и первый алики острова был тонганцем. От Тефолаа пошла семья вождей, однако титул улу алики не обязательно переходит от отца к. сыну, на это нужно согласие мужчин клана. Таким образом, старого и слабого улу алики могут заставить передать его должность другому, а старшего сына, еще юного и с неустановившимся характером, — подождать, пока он повзрослеет и сможет взять на себя такую большую   ответственность.

Нанумеа

Две женщины, Паи и Bay, из далекой страны Гавайи прибыли на атолл Нанумеа. На песчаных берегах, покрытых скудной растительностью, они были единственными людьми. Им приходилось есть морских птиц, которых они ловили ночью в кустарнике, и рыб, которых они ловили в лагуне. Время шло. С Самоа в лодке, гонимой ветрами и океанскими течениями, прибыл мужчина, дочерна обожженный солнцем и ослабевший от голода, по имени Тефолаа. Женщины его кормили и заботились о нем. Скоро силы вернулись к Тефолаа, я, когда он оценил размеры этой новой земли, он захотел стать ее владельцем. Позднее Тефолаа поссорился с Паи и Bay, пригрозил им смертью, если они не поки-

Ниутао

Когда-то на Ниутао людей не было. Его населяли существа, похожие на духов, и полулюди. Одно из них приняло вид женщины по имени Кулу. Ее хижина стояла среди хижин таких же существ в местности под названием Мулитефао. К этому небольшому царству духов,, управляемому женщиной Кулу, на лодке прибыл с Самоа мужчина по имени Матаика. Он построил себе хижину на восточной стороне острова, куда ветры доносят брызги прибоя, и назвал это место Тамана. Женщина Кулу приняла его, и не было никаких споров между мужчиной и духами, которые жили в Мулитефао. У Ма-таики было много детей.

Мужчина по имени Фаитафанга сдесятью низшими вождями последовал с Самоа за Матаикой и тоже поселился на Ниутао. Немного севернее Мулитефао он построил деревню, которую назвал Саваеа. Среди населения острова сложился обычай собираться в этой деревне на празднества, которые продолжались до тех пор, пока не кончались запасы пищи. Когда охота в лесу и рыбная ловля пополняли эти запасы, население опять собиралось, но уже в Мулитефао, а лотом в деревне Тамана. Празднества сопровождались шествиями вождей, и считалось преступлением, если кто-либо шел впереди алики. Наказание было такое: женщина из клана провинившегося должна была идти обнаженной, позоря тем самым свою семью. Жизнь была легкой и приятной, и ничто не нарушало покоя людей атолла Ниутао.

Как и на других островах Ату Тувалу, первого мальчика и первую девочку в семье оставляли в живых,- а последующих топили в водах маленькой внутренней лагуны. Время шло, число людей увеличивалось. Жители поклонялись Луне и Солнцу, испрашивали помощи у '■'духов своих (предков — Кулу и Фаитафанги. Головы черепах, пойманных в море или на крутых песчаных берегах, подносили с обрядами вождям, которые сидели в южном конце большой манеапы. Вожди, среди которых; самым знаменитым был Факауа, исполняли магический обряд, чтобы успокоить море, перед началом лова рыбы, сделать врагов больными или убить их, призвать на  помощь духов предков, вызвать дождь.

С севера на трех лодках приплыли воины-микроне-зийцы. Они высадились на мирный остров Ниутао, чтобы напасть на местных жителей. Последние были непривычны к оружию, поэтому оказали-слабое сопротивление. В войне вожди и млогие их подданные были убитьц но микронезийцы оставались недолго и скоро покинули остров.. Позднее здесь появился человек по имени Папау, он стал алики

Оглавление