Книга:

ПРИЛОЖЕНИЕ Краткая история островов Тувалу, записанная Р.  Робертсом

Обе группы напали на деревню Муливаи с противоположных сторон, и спящие люди не смогли оказать сопротивление. Жители Каумуливаи потерпели поражение, кланы Моухала и Фалетапу   одержали   победу.

Теату, воин из клана Фалетапу, был позднее похоронен живым. У него было «четыре сына: Тефуаоно, Ту-пакупаку, Кефуа и Тонгаифолау, которые стали основателями клана Мангомахи, а название Фалетапу вышло из употребления. Алики клана Моухала по вмени Лоя-гомалие попросил потомка самоанского путешественника Лафаи по имени Текава установить мир и порядок на острове. Текава не мог этого сделать, так как боялся сыновей Теату, которые захватили судебную и исполнительную власть. Алики клана Моухала остался верховным вождем, или улу алики, но его власть была скорее духовной, чем светской, свое влияние на жителей острова он оказывал через вождей клана Мангомахи. Многие из тех, кто жил в Муливаи, принадлежали к клану Мангатаи, и они вместе с членами маленького клана Калава, который был теперь признан, построили себе хижины в пределах главной деревни. Алики -Мангатаи

Ш4

стали помощниками-исполнителями алики Мангомахи. Сила клана Мангомахи возрастала, а сила клана Моухала   уменьшалась.

Текава из клана Мантагаи не выполнил желания прежнего улу алики Лонгомалие и не установил порядка на острове (по этой причине его клан, хотя он и организовывал рыбную ловлю, танцы и спортивные состязания, никогда не имел реальной власти в общине), но он составил кодекс законов, которым руководствовались вожди клана Мангомахи. Убийство каралось самым суровым наказанием (фака фолау): виновного сажали в лодку и изгоняли с острова. В это время вся земля была общей собственностью и обычно пищу собирали группы женщин (маланга а фафине). Если же в лесу обнаруживали кого-либо одного, то также следовало фака фолау, так как считалось, что человек крадет пищу у общины. Мужчина мог иметь одну или двух жен, но супруги имели право когда угодно уйти друг от друга. Прелюбодеяние рассматривалось как преступление, наказание за которое устанавливалось советом вождей. Чтобы не допустить перенаселения, а следовательно, голода, каждая супружеская пара могла оставить только первого мальчика и первую девочку, а других детей убивали при рождении путем удушения (куми).

Именно в это время к Ату Тувалу приплыли в своих лодках микронезийцы с островов Гилберта. С Нанумеа прибыл посланец, который обратился к людям Нану-манги с просьбой помочь отразить нападение пришельцев. Воины на четырех лодках отправились к Нанумеа, и с их помощью люди этого острова прогнали микроне-зивцев. В благодарность вождь Нанумеа дал воинам Нануманги участок под названием Манафатапу на островке   Лакена.

Около девяти поколений тому назад группа тонган-ских воинов, приплывших на лодке, сделанной из выдолбленного ствола большого дерева, несмотря на сильный прибой, попыталась высадиться на острове Нану-манга. Люди с Тонга были крупнее и выше местных жителей, которым пришельцы казались гигантами. И -все.же они .вступили в борьбу с чужеземцами, убив ;всех,, кроме .одного, по имени Патуангеа, который бежал, и где-то спрятался.   Женщина   по имени   Киаки-а была послана умиротворить гиганта, и она добилась этого, хотя Патуангеа не покидал убежище в лесу. У него выросли длинные волосы, и Киакиа сидела однажды и ловила в его волосах насекомых. Гигант заснул. Пока он спал, Киакиа попросила корни дерева фетау, кустарников нгие, пуа, фала и ниу подняться из земли, опутать тело Патуангеа и тем самым привязать его к земле. Растения послушались. Увидев, что гигант надежно связан, Киакиа позвала людей. Проснувшись, Патуангеа в ярости вырвал все корни, которые связывали его, кроме двух. Пока он бился на земле, люди убили его и похоронили. Его могилу можно видеть и сейчас   южнее   огородов   тало.

Люди поклонялись духам и черепам своих предков. Духи не делали зла тем, кто их почитал; духов призывали на помощь, чтобы истребить захватчиков. Каждый клан обращался к своим духам, которые обнаруживали себя разными способами. Члены клана Моухала обращались к духу Тепухи, отца первого поселенца Лапи, и к духу Фоиланги. При их появлении вырисовывалось очертание человека. Клан Мангомахи искал защиты и помощи у духа Маумау, который появлялся в виде падающей звезды. Люди клана Мангатаи обращались к духу Лауките, а люди клана Калава почитали духа Мангаи, который предсказывал рождение или смерть, когда появлялся на небе в виде радуги.

нут атолл. Женщины, плача, спустили на воду свою лодку и уехали отсюда навсегда. Тефолаа остался один, и остров принадлежал теперь одному ему. Он починил свою лодку. Когда кончился сезон западных штормов, Тефолаа поплыл на юго-восток, пока не достиг Самоа.

Оглавление