Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
Переводы
Надпись приводится в
переводе, учитывающем и принимающем толкования А. Г. Лундина, отличающиеся от
толкований Г. и Ж. Рикмансов, В. Кас-келя и А. Бистона:
Мадикариб Иафур, царь Сабы, и Зу Райдана, и Ха[д]2рамаута, и Иама-ната, и бедуинов своих в Тауде и в Тихаме, Звысек и установил эту надпись в Масилан Гумахан (в честь) походов на равнину Ката, когда 5призвали их бедуины, подданные (их), когда напал на них Музз6ир (Мунзир). И они воевали вместе с общинами-ша бами своими Саба, и Химйаром, и Рахба7та-ном, и Хадрамаутом, и Йаханом, со своими бедуинами киддат (кинда) и маз8хиджам (мазхидж) и с бану Салабат. И Муззир заключил (мир) с (уплатой) дани 9в месяц зу кайзан 631 (года) (5(16 г. н. э.).
Можно предположить, что надпись эта служила некоторым знаком, разграничивавшим сферы влияния или владения Химйаритов и Лахмидов.
О надписи см. [221, т. 40, с. 310; 495, с. 329—330; 388, с. 10—13; 377, с-295—296; 276; 284, с. 22—25; 518, с. 460—461; 306, с. 73—75; 368; 166].
Надпись Ку 506 (VI в.)
(изображение креста)
Силой Рахмана и его Мессии Царь Абраха Зубайман, царь Сабы, и Зу Райдана, и Хадрамаута, 2и Иаманата, и бедуинов своих в Тауде и в Тихаме, высек эти строки, когда они совершили апротив маадд четвертый набег в месяц зу сабатан (и) когда взбунтовались все банай Амрум. 4И тогда царь послал Аб Габара с киддат ваал и Бишра б. Хиснама с 5садум. И сражались, и воевали оба военачальника: против банай Амрум — киддат ваалийское. а против... мурадум и сйдум в долине 6у колодца Тур-бан; они убивали и брали в плен и захватили достаточную добычу. А царь сражался в Хулубане, и подчинились 7всадники маадд, и они дали заложников. И после этого заключил с ними мир Амр б. Муззиран, 8и он дал им заложником своего сына, а он (Муззир) прежде назначил его наместником-халифом над маадд. И они вернулись из Хулуб9ана силой Рахмана в месяц их 662 (года) (547 г. н. э.).
Этот перевод принимает основные моменты толкования А. Бистона, однако в строке 3 мне представляется более простым и достоверным видеть «четвертый», а не «весной» (ср. [507, с. 94]). Подробный анализ аравийских реалий надписи был произведен М. Кистером. Однако я не могу согласиться с идентификацией сад этой надписи с сад тамим. Сад (сад ал-ашира) — известное мазхиджитское племя; мазхиджиты многократно фигурируют вместе с кинда в йеменских надписях; в этой надписи сад тоже стоят рядом с киддат (кинда) и находятся в одном отряде с мурад, тоже мазхиджитским племенем.
Главу киндитов Аб Габара (Абу Джабира) М. Кистер идентифицирует с героем предания о киндитском вожде из южной ветви ал-Джауна, первоначально искавшем помощи для восстановления своей власти у персов, а потом отправившемся за тем же в Йемен.