Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

Переводы

из родника, вода которого не слишком холодна,. Наверху его, надо всем этим,— горница (манзар), 9выложенная мрамором (рухам), к хозяева его легко могут прийти туда, когда пожелают» [122, с. 50].

4. ОПИСАНИЕ РУДНИКА АР-РАДРАД (X в.)

Ал-Хамдани: «Нет ни в Хорасане, ни где-либо еще подобного    руднику Йемена   (т. е. руднику ар-Радрад)   на границе между Нихмом и михлафом.дам в земле Хамдан, который был разрушен в 270 году (883 г.). Там у му-;рад и бану гайлан — доля  (хасса), и люди Ибн ар-Руваййи имеют там часть (Над), так что иногда говорят „рудник Ибн ар-Руваййи". Ближайшие соседи .его — бану ал-харис и верхний хаулан.

Когда был убит Мухаммад б. Иу фир и взбунтовались эти племена, то «ни напали на жителей (ар-Радрада), убивая их и грабя; и те бежали и рас­сеялись по стране. Часть (каум) из них переехала в Сану —те, у которых .издавна было там высокое положение, дома и поместья. Жители его все ;были из персов (фуре), из тех, кто пришел туда в джахилийские времена, а также во времена Омайядов и Аббасидов; их даже называли „рудничные персы". Из тех, кто из них жил в Сане,— род Сардувайх, род Мираваих, род Занджавайх, род Бардавайх и род Джандувайх.

Селение у рудника было очень большим, там были речка (гайл) и паль­мы. Из Басры приезжали туда по делам; туда приходили и оттуда уходили верблюжьи караваны по дороге ал-Акик — ал-Фаладж — ал-Иамама — ал-Бахрайн и в Басру. Сообщества торговцев следовали из Саны в Басру йемен­ской дорогой, и наши „сопровождающие" (рифак) следовали с ними, в ос­новном из племен джарм и бану ал-харис.

Тем, кто работал в рудниках, доставалось много серебра из печей, хотя их никто не посылал и не назначал.

Из другой рукописи:

В неделю они выплавляют верблюжий вьюк серебра, а он — 20 тысяч дирхемов, что в год давало миллион дирхемов. Я узнал это от представи­телей Мухаммада б. Йуфира, которые забирали долю султана (хакк ас-сул­тан). Рассказывал также ювелир Ахмад б. Абу Рамада, что бану... и бану алмшраф работали в руднике и что там было 400 печей, а если птица про­летала над рудничным поселком, то падала мертвой, сожженная огнем печей. .Отец мой рассказывал, что очищенное серебро продавалось по цене 14 мискалей за динар мутаввак. А мутаввак — это 2/з мискаля и две хаббы, а 10 мутавваков — укийа, а она — 7 мискалей. Мутаввак соответствовал в се­ребре 20 дирхемам кафала, и за мискал идет 30 дирхемов (ср. [193, с. 112— 113]: «Жители этой страны используют в денежном обращении динары мутаввак, и дирхемы судсийа, и фельсы. А дирхемов иногда чеканят более •60 или 100 на один динар, а фельсов — 24 за дирхем, а вес каждого дирхе­ма— 7е дирхема (настоящего)»).

Когда рудник перестал действовать, то серебро в Сане стало стоить один динар мутаввак за укийу. А когда в Йемене наступила засуха 290 года (903 г.), то оно снова вернулось к первоначальной цене — 20 дирхемов кафала, т. е. 2 укийи, за динар мутаввак. И обменный курс даника стал 97 за (динар) мутаввак, т. е. 16/б дирхема. Торговцы из Ирака, персы, сирийцы и египтяне вывозили серебро из Йемена в то время и получали огромные доходы.

123456789[10]111213
Оглавление