Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
7. ЕДИНОБОЖИЕ В ДОИСЛАМСКОМ ЙЕМЕНЕ
нием о влиянии иудаизма при дворе химйаритских владык в середине IV в., содержащимся в рассказе Филосторга о миссии Феофила Индуса в Йемен.
Первая несомненно иудейская и датируемая примерно 493/378 г. надпись была частью стены дома в столице химйари-тов Зафаре. Поставивший ее хозяин дома — Иехуда Йаккуф— носит и иудейское, и старинное йеменское имена. Надпись выполнена на древнеюжноаравийском языке и йеменским алфавитом, но содержит декларативные и развернутые иудейские формулы: «С помощью и при поддержке Господа его, который сотворил дыхание его, господина над живыми и мертвыми, господина на небе и на земле, того, кто создал все; и молитвами народа его — израиля». Имя автора повторено и в арамейской приписке [168; 431, с. 43—58; 374, с. 394—395; 154].
В этой «билингве» упомянут царь Зараамар Айман, брат которого, Абкариб Ас ад, был одним из самых знаменитых химйаритских правителей. С именем последнего предание связывает легенду об обращении йеменцев в иудаизм. Согласно этой легенде, во время похода в Хиджаз царь был обращен в иудаизм двумя хиджазскими раввинами, которые прибыли потом с царем на его родину и там насаждали свою веру. По их совету царь разрушил древний храм в Рийаме (известный храм Талаба); тогда же был уничтожен храмовой оракул, из помещения которого якобы извлекли собаку — она-то и оказалась источником тех звуков, которые выдавались жрецами за речь божества.
Затем перед священным огнем, вырывавшимся из скалы, был устроен «божий суд» между языческими жрецами и иудейскими священнослужителями. Огонь, который йеменцы издревле употребляли для различения правых и неправых, сжег язычников, но не тронул иудеев, повесивших на шею списки Торы [54, с. 17—18; 135, сер. 1, с. 904—906].
Одни варианты предания сообщают, что после этого йеменцы приняли иудаизм, другие — что они его все равно отвергли и даже убили изменившего вере отцов царя. Многие варианты относят всю историю к царям более позднего времени. Предание восходит к традиции йеменских иудеев и носит следы литературной пропагандистской обработки [320, с. 81—83]. Оно сохраняло свою политическую направленность даже в 30-х годах XX в., когда йеменские мусульмане вскрыли могилу, где, по местному преданию, был похоронен Асад, чтобы опровергнуть утверждения о его иудаизме [218, т. 1, с. 80, 85—86].
Иногда эту легенду, содержащую немало достоверных йеменских реалий, считают подтвержденной неопределенными монотеистическими надписями времени Асада. Однако эти же надписи могут быть использованы и для подтверждения христианского предания о том, что отец Ас ада принял христианство. Формулы надписей позволяют сделать как тот, так и другой вывод.
На самом деле легенда не дает оснований говорить о реальном обращении царя, но является отражением большого влияния иудаизма среди йеменской верхушки и содержит отзвуки каких-то действительных споров о вере и покушений на языческие святилища. О преобладании иудеев при царском дворе, а не об официальном иудаизме царства и царя свидетельствует рассказ о преследовании христиан при царе Сарахеле Дан-кафе (Шарахбииле Иаккуфе) в «Мученичестве Азкира» (ср. [498, с. 436—443]).