Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
7. ЕДИНОБОЖИЕ В ДОИСЛАМСКОМ ЙЕМЕНЕ
В связи с эфиопским политическим присутствием христианство в Йемене приобретает явственную политическую окраску. Этому способствовало усиление в Наджране монофизитства. В начале VI в. там поселились монофизиты, изгнанные из Византии императором Юстином [152, т. 2, с. 50—52; 308, с. 278]. Наджранское монофизитство характеризовалось, видимо, склонностью к юлианитскому (фантазиатскому) течению. Бороться •с его экстремизмом призывал Симеон Бетаршамский [223, с. 108]. Эфиопская оккупация означала торжество умеренного течения ъ монофизитстве — севериан. Однако и позднее юлианитство оставалось характерным для наджранских христиан. Михаил Сириец сообщает о трехлетнем правлении в Химйаре (скорее всего в Наджране) юлианитского епископа. Еще в VII—IX вв. несторианский католикос Тимофей считал, что переселенные из Наджрана в Ирак христиане заражены юлианитской ересью {498, с. 452].
Йусуф Ас ар выступал против эфиопов и их политических и идейных союзников — монофизитов Наджрана [498, с. 451 — 452]. Несториан йусуф не только не преследовал, но даже использовал для переговоров с наджранцами, за что они и называются в «Книге химйаритов» «христианами [только] по имени» [209, л. 7а; 308, с. ,282; 284, с. 121]). В сохраненных христианским наджранским преданием речах Йусуфа, обращенных к горожанам, он осуждает именно монофизитство, когда призывает их отказаться от такого обожествления Христа, от которого якобы отказались другие христиане (т. е. несториане) и даже римский император (т. е. Юстин, предпринявший гонения на монофизитов).
История преследования и казней наджранских христиан исследовалась в науке неоднократно [497; 498; 308, с. 278—304;284, с. 31—52; 223 и т. д.]. Останавливаться на ее деталях нет нужды (новые гипотезы о нескольких сериях репрессий при разных царях и новые датировки событий см. [505, с. 59, 68]). В результате завоевательного похода Аксума на Йемен на обоих берегах Красного моря утвердилось монофизитство. Христианство распространилось по всей Южной Аравии, его принимает химйаритская знать. Впервые в йеменских надписях появляются четкие христианские формулы. Надпись йазанит-ского кайля Сумайфы Ашвы, который возглавил йеменскую оппозицию йусуфу Асару, крестился в Эфиопии и был поставлен эфиопами йеменским царем
Наджранские события нашли свое отражение и вне христианского культурного круга, в Коране (сура «ал-Бурудж»): «4Убиты будут люди рва, 5огня, обладающего искрами. 6Вот они сидят над ним 7и созерцают то, что творят с верующими. 8И вымещали они им только за то, что они уверовали в Аллаха великого и достохвального» [ЬХХХУ, 4—8]. Как средневековые, так и современные комментаторы и исследователи расходились в понимании этих аятов [215, с. 505—506]. Согласно одной точке зрения, в Коране описано сожжение наджранских христиан и наблюдающий за ним царь-иудей [472; 454; 463, с. 610—622]. Согласно другой — это лишь одно из описаний адских мук, где ров — преисподняя {425, с. 12, 92; 477, с. 533]. На самом деле в этом небольшом кораническом отрывке слились воедино несколько планов информации и образности, что характерно для Корана вообще. Первый план — конкретная информация и конкретные образы, напоминавшие хиджаз-цам об известных им событиях. Коран действительно отразил наджранские казни и их главный эпизод — сожжение христиан химйаритским царем. Описание наджранских событий в христианской литературе и в надписях (сожжение церквей в различных местах Йемена) при сравнении с конкретностью корани-ческой картины свидетельствует, что за этим стоит действительное знание.
Второй план — испытание огнем как образ суда между различными верами. Мотив огня, решающего спор о вере, был широко распространен в преданиях, известных и в Аравии. Трое в огненной печи из «Книги Даниила» (III