Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
7. ЕДИНОБОЖИЕ В ДОИСЛАМСКОМ ЙЕМЕНЕ
Феофил претендовал на то, что обратил в христианство правителя химйаритов. Это не мог быть современник Констанция царь Маликкариб, отец Асада ал-Камила. Его надписи действительно содержат монотеистические формулы, но неопределенного характера, имеющие больше сходства с иудаизмом, чем с христианством. До Омана, где обычно помещают «персидский рынок», никогда не распространялась власть ни одного из химйаритских владык, и это тоже следует отнести на счет преувеличений посла. Строительство церквей на свои, а не на императорские деньги означало скорее не христианское благочестие, а подтверждение собственного суверенитета. Церкви же строились, как явствует из текста, для живших в химйаритских землях римлян-византийцев, торговавших там.
Посольство Феофила было направлено, чтобы обеспечить экономические и религиозные интересы византийских торговцев на путях в Индию. Рассказ о нем указывает на то, как христианство проникало в Йемен — через торговцев и торговые пути. Спор посла с иудеями вполне вероятен (выше говорилось об их большом влиянии в Йемене IV в.). Церкви, видимо, тоже были действительно построены, скорее всего — самими византийскими торговцами, и для себя, так как других христиан в Йемене тогда не было. Сообщение же об обращении «этнарха» может быть достоверно, если иметь в виду не царя Маликка-риба, а кого-либо из крупных кайлей, которых византиец тоже мог назвать «этнархами», как называли их маликами аравийские бедуины.
161 |
Им йог быть один из представителей рода Абд Кулал. Мусульманское предание VI в. говорит о кайле V в. Абд Кула-ле, что он «держался первоначального христианства» (ала ан-насранийа ал-ула), а обратил его человек из племени гассан, приехавший из Сирии [135, сер. 1, с. 881; 185, с. 309]. Эта фраза как-то отделяет христианство Абд Кулала от того, что было
П Зак. 404
известно в Йемене позднее (возможно, потому, что Феофил представлял арианство, официально признанное тогда в Византии). Абд Кулал был крупным родом, узурпировавшим даже царскую власть в V в.; род этот был знаменит как христианский накануне ислама: к братьям Абд Кулал Мухаммад якобы направлял своих посланцев. Абд Кулал стал также персонажем народного предания, слившись с некоторыми другими фигурами [413].
Хронологические соответствия, указание на принятие им. христианства, широкая известность в предании — все это делает Абд Кулала возможным претендентом на роль «этнар-ха», которого обратил Феофил. Сохранилась надпись некоего Абд Кулала от 573/458 г.— С1Н 6. Божество в ней названо Рахман, что означает лишь единобожие, но не позволяет уточнить его характер. В рассказе начала VII в. о братьях Абд Кулал говорится, что они поклонялись трем разноцветным ветвям. Этот символ Троицы и, возможно, вербного воскресенья тоже не уточняет характер христианства Абд Кулал [194, т. 1,. ч. 2, с. 32].