Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
7. ЕДИНОБОЖИЕ В ДОИСЛАМСКОМ ЙЕМЕНЕ
Свидетельством распространения иудаизма среди йеменцев в IV—V вв. являются йеменские надписи с употреблением заключительного згшп («Мир») (Робен/Наджран 1, Ку 534 + Кауда 1) или с упоминанием народа израиль (узг1) [167, № 7].
В VI в. иудаизм стал идеологией борьбы против эфиопского влияния. В надписях, поставленных подданными царя-иудея, мы встречаем общемонотеистические формулы (Ку 507, Ку 508, Ку 513), в двух из них иудаизм декларируется явно (За. 1028, Ку 515) [485, с. 87].
После разгрома Йусуфа Асара в стране широко распространяется христианство, и иудейских формул в надписях мы более не встречаем. Однако о сохранении некоторых позиций иудаизма свидетельствует сочинение, написанное посланным к Абрахе в середине VI в. православным епископом Григентием, «Спор с Эрбаном» — диспут с иудеем по вопросам веры. Такая форма религиозных сочинений была стандартна, и нет оснований видеть в нем запись реального диспута, однако выбор именно этой формы для пропаганды православного христианства косвенно свидетельствует о распространенности в Йемене иудаизма (см. также надпись из Бейт Хадира [34; 35; 153; 155]).
Характерно, что крупные религиозные авторитеты иудаизма к аравийскому иудаизму относились пренебрежительно [534, с. 50—51]. Возможно, что это связано с распространением среди иудеев Аравии вообще и Йемена в частности сектантских и еретических идей (ср. [480, с. 124, 154]).
В рассказах об исламизации Йемена иудеи почти не упоминаются. Известный договор с наджранцами сохранился в христианской передаче, и в нем иудеи не названы, хотя логично предполагать, что они продолжали жить в своем древнем центре. Характерно, что в мусульманском рассказе о том, как курайшиты просили у иудеев совета, какими вопросами можно поставить в тупик Мухаммада, в одной из ранних его версий, в тафсире ал-Кумми, фигурирует некий иудей из Наджрана [534, с. 146]. Среди йеменских иудеев имел хождение некий текст грамоты Мухаммада йеменским иудеям, но он никак не подтверждается мусульманским преданием, не содержит йеменских реалий и едва ли имеет под собой какие-либо реальные основания (см. [173, с. 14—17]). В конце IX в., когда зайдит-ский имам ал-Хади Йахйа взял Наджран, иудеи там еще были [539, с. 189, примеч. 9].
В йеменской истории они скрываются под общими и для них, и для христиан названиями: ахл ал-китаб («люди Писания») или ахл аз-зимма («покровительствуемые»). Иногда они упоминаются в исторических сочинениях в отдельных эпизодах как советчики и предсказатели (см. [74, с. 575]). Упоминание связанных с иудеями кварталов и зданий (например, канисат йахуд [74, с. 308]) свидетельствует об их значительной роли в городах. Из письменных памятников позднего средневековья мы знаем, что большая иудейская община все время существовала в Йемене, хотя и находилась в изоляции.