Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
7. ЕДИНОБОЖИЕ В ДОИСЛАМСКОМ ЙЕМЕНЕ
пись об аравийском походе Ку 506, начало: «Силой Рахмана И: его мессии» (ЬЬу^гЬтпп/л^тзЬп^), конец: «Силой Рахмана» (Ь/Ьу1/гЬтпп). Другая надпись времени Абрахи, высеченная в Марибе знатными хамданитами (За 547 + 544 + 546 + 545), содержит формулы «ради Рахмана» (1гщттп), «во имя Рахмана, господина на небе и на земле» (Чзт/гЬтпп/тг/зтуп/лугйп), «во имя Рахмана, властелина» (Чзт/гЬтпп/ггЛкп) [198а, с. 275— 279; 367, с. 48]. В. Мюллер видит в этих надписях отзвуки стилистики посланий апостола Павла [465]. Все это может указывать на официальное покровительство православию. Однако при Абрахе и после него христианская община Йемена продолжала просить у Константинополя назначения нехалкидонитских епископов. Двадцать пять лет их призывы оставались без ответа, наконец, когда около 560 г. в окружении императора Юстиниана начало ощущаться влияние юлианитов, юлианит-ский епископ Эфеса направил в Хиру и далее в Химйар Сергия, который в Йемене и умер, прожив там три года [424, с. 129—130]. Из местных жителей он выбрал себе преемника, некоего Моисея. Возможно, что его же имеет в виду предание, сохраненное у псевдо-Дионисия Тельмахрского [149, с. 112; 96, с. 129], о том, что химйариты, не дождавшись подходящего епископа из Византии, избрали своего собственного.
Йеменские христиане, как и все йеменцы, имели контакты с Хиджазом. Существует предание о приезде к пророку на-джранской делегации и об их спорах и обращенных друг к другу заклинаниях (мубахала) [460; 523а]. Предание едва ли можно признать подлинным полностью, но также едва ли есть основания сомневаться в том, что какие-то контакты с наджран-скими христианами имели место. От них могли попасть в Коран и некоторые представления, считающиеся юлианитскими: «...,57и за слова их: „Мы убили Мессию, сына Марйам, посланника Аллаха" Но они не убили его и не распяли Им так было показано. Те, которые разошлись во мнениях об этом, те сомневаются, у тех нет никакого об этом знания. Они лишь следуют домыслам. Они точно не убили его. 158Напротив, Аллах . вознес его к себе, ведь Аллах был (и тогда) могуч и мудр» (IV, 157—158/156; см. [424, с. 131; 412, с. 117—119]). - В период исламизации христиане, видимо, были значительной политической силой. В рассказах о посольствах фигурируют братья сАбд Кулал, чье христианство особо подчеркивается. Значительным оплотом христианства накануне ислама был замок Аркаба в Васабе [129, с. 88]. Договор с наджран-цами тоже свидетельствует о значении христиан в Йемене. Договор этот — реальность, хотя существующий текст является его христианской версией, в которой все нехристианское население Наджрана (а оно было) не упомянуто. Сохранился он в христианской среде, некоторые варианты превратились из конкретного договора в соглашение Мухаммада с христианами вообще (см. [405, с. 27—34]).
При халифе гУмаре значительная часть христиан Наджрана была выселена в Ирак. Они были обвинены в нарушении запрета на ростовщичество, который на немусульман в принципе не распространялся, но был якобы записан в договоре. В Ираке возникли поселения наджранских христиан, которые еще долго были вынуждены платить налог, определенный договором с мусульманами [28, с. 90—92].
В востоковедной литературе приобрело популярность сообщение Ибн ан-Надима о том, что монах из Наджрана по распоряжению несторианского католикоса побывал в X в. в Китае ([56, с. 413; 271а, т. 4, с. 145—146; ср. лишнее исправление авторского текста в русском переводе [461, с. 267, пер., с. 233 и примеч. 30]). У Ибн ан-Надима, однако, не сказано, какой Наджран он имеет в виду; известно, что так же назывался монастырь около Востры в Сирии [197, т. 2, с. 704], и происхождение этого монаха-посланника оттуда для X в. представляется более вероятным (ср. [485, с. 95]).