Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
7. ЕДИНОБОЖИЕ В ДОИСЛАМСКОМ ЙЕМЕНЕ
Исторически за •иудеями закрепились некоторые занятия и ремесла: торговля, ткачество, дубление кож, ювелирное дело. Активной была внутренняя жизнь общины, давшей средневековой еврейской культуре немало интересных преданий, фольклорных и литературных произведений, богословских идей и деятелей (см., например, [383; 173; 410]).
Йеменские иудеи, принявшие ислам после его прихода в Йемен, сыграли немалую роль в развитии мусульманской культуры и религиозной мысли. Обращенный иудей Каб ал-Ахбар был одним из зачинателей арабо-мусульманской исторической науки, повествовательной литературы, йеменские иудеи сыграли большую роль в передаче в ислам иудео-христианских сказаний и легендарных сюжетов. Йеменский иудей Абд Аллах б. Саба, приняв ислам, стал одним из идейных зачинателей шиизма и т. д. Заметим, что распространенное в востоковедной литературе мнение об иудейском происхождении другого мусульманского ученого из Йемена, Вахба б. Мунаббиха, в ранних источниках не подтверждается. Отец его был персом, мать — химйариткой из зу Халил; материалы, которые он передавал, ближе к христианскому сироязычному преданию, чем к иудейским источникам.
Вопреки преданию о том, что Мухаммад перед смертью приказал очистить Аравию от всех немусульман, иудеи спокойно жили в Йемене на протяжении всего средневековья. Однако врвхмя от времени вставал вопрос о законности их пребывания в этой благочестивой мусульманской стране. Споры эти отражены, в частности, в двух трактатах йеменских зайдитских фа-кихов XII в., специально посвященных вопросу о праве иудеев жить в Йемене.
Ал-Хасан ал-Магриби считал, что высказывание Му-хаммада на Йемен не распространяется, а Ибрахим ал-Каукабани, напротив, что распространяется (см. тексты [41]). В XVI в. вопрос был поднят вновь. Споры между богословами завершились выводом о том, что пророк имел в виду только Хиджаз. Имам Шараф ад-дин и кади Мухаммад б. Абд Аллах ад-Дава: официально объявили тогда, что иудеи могут оставаться в Йемене на прежнем положении зиммиев [74, с. 685].
Широкое распространение христианства в Южной Аравии было результатом эфиопского вторжения и оккупации в 20-х годах VI в. ([498, с. 426, 444; 485, с. 88, 94; 367, с. 46]; общую историю христианства в Аравии см. [528; 422]).
В «Церковной истории» Филосторга содержится рассказ о том, как в середине IV в. в Йемен прибыл посланец императора Констанция Феофил Индус. Он восходит, видимо, к рассказу-отчету самого Феофила, якобы победившего в спорах о вере окружавших правителя Йемена иудеев. Феофил доставил местному правителю («этнарху») дары от императора Констанция и передал просьбу своего владыки разрешить «римлянам», приходящим в Йемен, построить церковь. Этнарх якобы сам склонился к «благочестию» и воздвиг не одну церковь, а три, и не на императорские деньги, привезенные послами, а на те, что сам «охотно» доставлял из своего дома. Церкви строятся в столице (Зафар), на месте «римского рынка» в Адене, куда обычно приставали корабли приходящих туда «римлян», и у «персидского рынка» (обычно понимается как Оман) [217, с. 32—34].