Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
7. ЕДИНОБОЖИЕ В ДОИСЛАМСКОМ ЙЕМЕНЕ
вв. широко распространилось в Аравии, оторвавшись от связи с иудаизмом или христианством. Этим именем называли потом своего бога Маслама (Мусайлима), Абхала, Мухаммад. Ханифским можно считать и термин илах (илан), употреблявшийся доисламскими поэтами, а в мусульманское время легко переделанный в аллах. Аравийские предшественники ислама часто употребляют и различные варианты формулы «господин неба и земли». Наши сведения о воззрениях и терминологии ханифов скудны и научно мало освоены, однако на возможные перспективы сравнения указывает сходство многих формул Корана и йеменских надписей (см. [464]). Прямое заимствование исключается, но можно говорить о существовании каких-то общих и близких формул, которыми пользовались и во Внутренней Аравии, и в Йемене.
Йеменский монотеизм — результат слияния внутренних тенденций и знакомства с монотеистическими религиями — самым тесным образом был связан с политической ситуацией. Неопределенность сохранялась, пока йеменские цари хотели подчеркнуть свою непричастность к политически окрашенным религиям, и она исчезла, когда цари и знать перешли к поискам внешнеполитических контактов, которые неизбежно несли с собой влияние иных религий.
Иудаизм, согласно и иудейским, и христианским преданиям, появился в Южной Аравии значительно раньше христианства; это подтверждается и надписями. Предание йеменских иудеев говорит об их пребывании на юге Аравии еще в V в. до н. э. Документальные свидетельства позволяют говорить лишь о первых веках нашей эры [383, с. 5—7; ср. 223, с. 181—187]. Два пути, по которым иудейские переселенцы могли попасть в Йемен (прямо из Палестины через -Хиджаз и из Месопотамии через Иемаму, см. [346, с. 50—51]), сходились в Наджране. Для первых иудейских переселенцев было естественным осесть именно в этом торговом центре.
Разного типа свидетельства указывают на то, что иудаизм предшествовал в Наджране христианству. Из района Наджра-на происходит надпись, датируемая 597/482 г. н. э. и завершающаяся, видимо, иудейской (судя по орфографии) формулой з1шп («Мир») [485, с. 88]. Христианское предание, в частности «Мученичество Азкира» и «Книга химйаритов», говорит о сильном влиянии иудеев, с которым столкнулись в Наджране первые йеменские христиане [498, с. 421, 437; 230, с. 1334; 209, л. 326]. О распространении иудаизма именно в Наджране писал в XII в. Нашван ал-Химйари [89, с. 136]. Мусульманские тексты сохранили предание о наджранском царе, который по поручению царицы Савской совершил поездку к Сулайману (Соломону), принял иудаизм и распространил его среди над-жранцев [204, с. 133, пер., с. 183].
В подземном кладбище Бет Шеарим около Иерусалима, датируемом по всему комплексу серединой III в. и. э., есть химйаритская монограмма — «химйаритский кайл», свидетельствующая о том, что там захоронен некий представитель химйа-ритской знати [346, табл. 2; 493, с. 151—152; 379, с. 161 — 162; 469, с. 23—24]. Химйаритская знать этнически была несомненно йеменской, захоронение кайля на иудейском кладбище свидетельствует о его иудаизме и, следовательно, об обращении йеменцев III—IV вв. в иудаизм. Последующие события VI в., времени Иусуфа кс ара, показывают, что прозелитизм, вообще нетипичный для иудаизма, для йеменского иудаизма был характерен. Обращение местной знати подтверждается и сообще