Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
7. ЕДИНОБОЖИЕ В ДОИСЛАМСКОМ ЙЕМЕНЕ
Скудные документальные свидетельства о появлении христианства в Йемене (граффити, надписи и изображения крестов) в округе Наджрана (надпись: Барак б. Малик Абд ал--Масих) и в Хадрамауте [367, с. 48, 49, 53—54] не могут быть датированы ранее конца V—VI в.; то же относится и к эфиопским христианским надписям, найденным в Йемене, и к собственно йеменским христианским текстам [317, с. 47—48]. Однако в начале VI в. Наджран уже был значительным христианским центром, где христиане, в частности, составляли большую часть торговой верхушки города.
Существует несколько легендарных рассказов о введении христианства в Наджране около V в. н. э. Все они повествуют о некоем пришельце, обратившем наджранцев в христианство.
Несколько вариантов одной версии восходят к преданию аравийских несториан [426]. Все эти варианты, сохраненные мусульманской традицией, несут на себе явный отпечаток «литературной» обработки, построены по образцу других циклов о святых и мало связаны с наджранскими реалиями и с действительной историей Наджрана.
Сохранившееся в эфиопском варианте «Мученичество Азки-ра» содержит другую версию истории христианизации Наджрана. В ней значительно больше реалий, чем в первой (имя царя, названия племен, подлинные топонимы, см. [438, с. 443]),. главные противники проповедника Азкира — иудеи, как в столице Зафаре, так и в Наджране, где он принимает мученическую смерть [230; 150; 485, с. 63].
Наконец, еще одна версия содержится в арабоязычной христианской «Хронике Сеерта», где проповедником христианства оказывается наджранец Ханнан (Хаййан?), ставший христианином в Хире [152, т. 1, с. 218—219]. С этой же версией связано, видимо, и сообщение о появлении христианства в «Книге химйаритов» [209, л. 31а; 308, с. 275—276; 498, с. 444].
Аравийская традиция знает мудреца и справедливого арбитра-хакама многих племен Кусса б. Саиду, бывшего также и иаджранским епископом.
Все эти легендарные данные отражают реальный процесс, продолживший закрепление византийцев на торговых путях через Йемен, процесс христианизации одного из главных торговых центров Йемена. В конце V в., видимо, возникают христианские церкви в столице Зафаре и на побережье Красного моря (в Мохе и на островах Фарасан). О сожжении этих церквей упоминают надписи полководцев йусуфа Асара (Ку 507, Ку 508). Церкви эти скорее всего предназначались для эфиопов, живших на побережье и в Зафаре. Многие истории о появлении христианства в Наджране сохранены несторианской традицией; одна из них прямо говорит о принятии христианства через Хиру, несторианский центр. Поэтому естественно предположить, что сначала в Наджране преобладали именно несториане.