Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
5. СУДЬБА КАЙЛЕЙ
по-разному: а) Зу Халил, Зу Сахар, Зу Джадан, Зу Манах, Зу Салабан, Зу Аскалан, Зу Макар, Зу Сирвах (120, с. 271; ср. 88, с. 157]; б) Зу Халил, Зу Сахар, Зу Джадан, Зу Хазфар, Зу.Салабан, Зу Аскалан, Зу Макар, Зу Кайфан [120, с. 271—272]; в) Зу Аскалан, Зу Халил, Зу Макар, Зу Салабан, Зу Сахар, Зу Кайфан, Зу Хазфар, Зу Джа-дан [120, с. 272].
В списках постоянно присутствуют: Зу Сахар, Зу Салабан, Зу Халил, Зу Аскалан, Зу Джадан, Зу Макар (последний отсутствует в списке ал-Хамдани, но там всего семь имен). Зу Сирвах дважды заменен Зу Кайфаном, а Зу Хазфар, тоже дважды,— Зу Манахом.
Большая часть этих родов упоминается и в надписях (см. сводку [358]). Следует особо выделить Зу Халил и Зу Хазфар. .Эти имена восходят к важнейшим шагбам и родам еще времени мукаррибов, когда за ними было закреплено право ставить своих вождей на важнейшие государственные должности [273а, табл. 35; 278]. В VI в. Ханаф Зу Халил был одним из участников восстания против Абрахи (С1Н 541). Из рода Халил происходила мать известного йеменского ученого VII в. Вахба б. Мунаббиха [99, с. 371]. В IX—X вв. род зу Халил жил в горных районах к западу от Саны [125, с. 246]. Род зу Сахар тоже восстал против Абрахи, надпись С1Н 541 в начале рассказа о восстании называет среди его участников «сахарит-ских кайлей Сабы»: Мурру, Сумаму, Ханаша, Марсада. Марсад (Марасид) заменяет Зу Сахара еще в одном варианте списка «восьмерки» — в «Шамс ал-улум» Нашвана ал-Химйари [226, с. 16; ср. 140, с. 34—35]. Род зу Джадан (Гадан), слившийся в свое время с зу Йазан [366], в мусульманском предании часто заменяет последний, что, возможно, отражает сохранение именно этой части йазанитов после их падения в конце VI в. Род зу Аскалан упомянут в надписи Ра 74; реально существовал и род зу Макар [358, с. 58].
В надписях нет рода зу Салабан, но он упоминается в других рассказах предания, в частности о том, как человек из зу Салабан отправился в Эфиопию за помощью против Иусуфа Асара. Имя отсутствующего в надписях рода зу Сирвах содержит в себе название хорошо известного древнего политического и религиозного центра Восточного Йемена и обозначает какой-то из древних родов района Сирваха. Род зу Манах относится преданием к ветви зу-л-Кала (ср. [320, с. 96]) и как бы заменяет в списке этот один из самых влиятельных родов химйа-ритского средневековья. Пока не удается объяснить происхождение имени Зу Кайфан, два раза заменяющего в списках Зу Сирвах. Согласно преданию, род его правил в VI—VII вв. в Амране и был свергнут хамданитами [120, с. 277—278]. Слово кайфан, возможно, связано с сабейским цу{ («стела, межевой камень, храмовая стела»).
Как видим, список отражает древнюю реальность, восходит к действительным знаниям о химйаритской знати. Однако он содержит значительное число несовпадений с данными надписей; в нем нет имен многих известных родов (например, Зу Фаиш), появляются имена, связанные с элитой общества глубокой древности, а не химйаритского периода (Хазфар). В це-