Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

5. СУДЬБА КАЙЛЕЙ

лом список представляется результатом соединения различных данных, а может быть, выбора из большого списка каильских имен, известных преданию (см. [88, с. 156—169]). В основу это­го списка легло представление о существовании в предислам-ском Йемене группы верховных кайлей (это и есть наиболее достоверный момент во всем предании о «восьмерке»). Часть имен верховных кайлей правильно донесена преданием, часть взята из разных легенд и плохо понятых надписей.

Характер некоторых дополнений мы можем установить. На­
личие некоторых из имен в списке мусульманского времени свя­
зано с политической ситуацией
IXX вв., когда йеменская
знать (вернее, часть йеменской знати) использовала свое хим,-
йаритское происхождение для обоснования прав на власть.
Знаменитые Йуфириды возводили себя к Зу Макару [88,
с. 165—167; 22, с. 47]. Этим и объясняется настойчивое присут­
ствие во всех вариантах списка их родоначальника, в надписях
упомянутого, но ничем особенным не выделяющегося. Зу Ма­
нах, заменяющий Зу Хазфара, считался предком соперников
Йуфиридов— Манахидов (преемников Зу-л-Кала) (см. [88,
с. 167]). Один из потомков Зу Сахара — Зу Марасид — счи­
тался предком другого знатного рода йеменских феодалов, к
которому принадлежал Нашван ал-Химйари [88, с. 158—159].
Упоминание именно этих родов объясняет нам политическую на­
правленность списка «восьмерки»: он отразил как прошлое,
так и
IXX вв., являясь памятником и величия кайлей в V
VII вв., и возрождения преемников кайлей в IXX вв.      

Могущественные кайли, возводившие на престол царей, в значительной степени сохранили свою власть в период господ­ства персов. Оплоты сасанидских наместников находились в го­родах, а большая часть страны была в полном распоряжении ее настоящих господ — кайлей. К моменту исламизации они бы­ли основной политической силой Йемена. Многочисленные рас­сказы о контактах Мухаммада с кайлями, о посольствах и письмах к ним не отражают, быть может, конкретные поступ­ки пророка, но отражают общую ситуацию: мусульмане, при­шедшие в Йемен, считались с кайлями и стремились привлечь их на; свою сторону. Рассказы об исламизации содержат немало деталей, подтверждающих политическое и экономическое мо­гущество йеменских кайлей.

Наиболее известными кайлями этого периода были Зу-л-Кала, Зу Мурран, Зу Зуд, Зу Зулайм, Зу Иануф и братья  Абд Кулал.

Когда    в    стране   воцарился   " Абхала,     кайли    сохранили верность   исламу,   но   открыто   против   «лжепророка»   не   вы­ступили [135, сер.  1, с.  1857]. Когда абна покончили с Абха-лой, Абу Бакр, в то время уже халиф, обратился к кайлям с просьбой помочь абна. Враг абна Кайс б. Макшух тоже при­звал их вступить  в  борьбу,  но на  ецо стороне,  против  чужа-ков-абна.   Однако  кайли  не  поддержали  ни  одну  из   сторон


 


12345[6]789
Оглавление