Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
5. СУДЬБА КАЙЛЕЙ
[135, сер. 1, с. 1989—1990], что объективно способствовало победе мусульман (см. [317; 326]).
В 12/633 г. Абу Бакр потребовал от Йемена военной помощи для завоевания Сирии, и в Медину прибыли отряды йеменских кабаил, а также йеменские кайли со своими дружинами, сородичами и зависимыми людьми [135, сер. 1, с. 2082; 207, т. 4, с. 178; 74, с. 80]. Видимо, именно тогда кайли,приняли ислам и отправились доказывать свою верность ему в армии, которые вели завоевания (футух).
В дальнейшем судьбы большинства из них складывались очень схоже. Наиболее подробно мы знаем о судьбе Сумайфы Зу-л-Калаг. С прибытием йеменских отрядов в борьбе за Сирию произошел решительный перелом — мусульмане непрерывно наступали. Химйаритские дружины отличились в битве при Йармуке [135, сер. 1, с. 2094; 63, т. 2, с. 183], при взятии Дамаска [135, сер. 1, с. 2085, 2152] и особенно Химса [135, сер. 1, с. 2151; 184, т. 2, с. 381]. В покинутых жителями кварталах Эмесы-Химса поселились многие йеменцы, в частности калаи-ты. Химс, по существу, стал столицей йеменцев Сирии, их политическим центром. Химские йеменцы, прежде всего калаиты, сыграли большую роль в процессе солидаризации йеменских и сирийских арабских племен, создания «кахтанидекого союза» [136, с. 147; 135, сер. 2, с. 480; 134, с. 249; 148, т. 2, с. 236; 315].
Сумайфа Зу-л-Кала, ставший вождем сирийских кахтани-дов, активно участвовал в политической жизни. О силе его влияния свидетельствует то, что он осмелился мешать халифу Умару в его попытках запретить традиционное для Сирии производство вина [134, с. 133; 63, т. 2, с. 183]. Муавия подозревал Сумайфу в тайной приверженности Али [48, т. 2, с. 143—144; 41а, т. 5, с. 389]. Однако Зу-л-Кала принял участие в битве при Сиффине на стороне Омайяда и погиб [135, сер. 1, с. 3312—3314, сер. 3, с. 2317; 184, т. 2, с. 256; 134, с. 190—191; 114, т. 2, с. 219—220]. Сын Сумайфы Шарахбиил тоже был верным слугой Омайядов и погиб в сражении с войсками алидского иракского мятежника ал-Мухтара в 66/685-86 г. {135, сер. 1, с. 3272, 3283, 3286; 136, с. 204, 209—210, 249—250, 268, 299; 207, т. , с. 222—223].
Многие калаиты поселились в Египте, в Фустате им принадлежал особый квартал [148, т. 2, с. 236, 518]. Однако со второго поколения переселенцев из Йемена род зу-л-Кала исчезает с исторической арены, хотя его представители иногда еще встречаются в культурной истории мусульманского мира.
С другими кайлями происходило почти то же самое. В Сирии же оказались кайли Зу Руайн, Зу Зулайм, несколько представителей рода зу Асбах (в том числе саййид химйарит-т Сирии ан-Надр б. Иарим б. ас-Саб.бах [120, с. 153; 46, т. 1, с. 70]), члены рода зу Йазан [120, с. 243—244], кайли родов :п-Лава [123, с. 114], зу Фаиш, зу Мурран и др. (см. [315; 445"; 446; 451]).
В Ираке знатных йеменских родов было меньше, в основном туда переселились большие группы из племени хамдан. Из кайлей там оказались члены рода зу Асбах и кайл Хадра-маута Ваил б. Худжр [28, с. 382]. Много химйаритов поселилось в Египте. Кроме Зу-л-Кала там появляется и Зу Руайн с зависимыми людьми [148, т. 2, с. 236, 237; 197, т. 3, с. 900]. Особым авторитетом пользовались там кайли Зу Асбах. Вместе с кайлями переселялась часть «интеллигенции». В Химсе и Фустате возникают школы знатоков хадисов и истории, представленные несколькими поколениями йеменцев. С кайлями уезжали и поэты, их придворные панегиристы (см. [320, с. 17—25]).