Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

5. СУДЬБА КАЙЛЕЙ

подобными тем, которые время от вре­мени появлялись среди знати аравийских племен. По определе­нию Абу Убайды кайл = малик, но не самый главный (малик би-л-Йаман дуна ал-малик ал-азам) [19, с. 401; 44, с. 127]. Кайлей стали называть «маликами Йемена» [77, т. 1, с. 54— 55]. Для обозначения химйаритских кайлей-маликов употреб­лялся термин умлук (мн. ч. от малик) [147, т. 2, с. 1152; ср. 120, с. 55]. Это действительно йеменская форма, она встречается в позднехимйаритской надписи Сумайфы Ашвы 1з1апЬи1 7608 Ыз: т1кп/Штугт (ср. [222, с. 98, примеч. 12]). Здесь химйаритские малики — те самые химйаритские кайли, ставленником которых Сумайфа был в не меньшей степени, чем ставленником эфио­пов.

В Аравии VII в. слово кайл значило и просто «царь», совсем не обязательно йеменский. Так называли лахмидского царя (Амр б. Кулсум, см. [19, с. 401]; Атахийа б. Суфйан, см. [32, № 391]), «царя» вообще [170, с. 273], позднее —даже индий­ского царя (Харун б. Муса, см. [207, т. 3, с. 15]).

Внутри слоя  кайлей можно обнаружить  определенную  ие­рархию. Кроме просто кайлей существовали, видимо (если про­чтение надписи верно), «младшие кайли» (Ку 509: здг1/^\у1п). Мусульманское предание знает о восьми царях-маликах (т. е. каплях) — «восьми домах, которые разделили между собой цар­скую власть в Йемене после Зу Нуваса» [120,     с.  271—275]. Реальное существование такой высшей группы знати подтвер­ждается сообщением «Мученичества Арефы» о семи родствен­никах царя [308, с. 357]. В «Химйаритской касыде» есть другой намек на разделение внутри кайлей; там сказано, что потомки кайля Зу Сахара азва [88, с. 158]. Азва поставлены как бы ниже на иерархической лестнице: сыны кайля, некая параллель «младшим кайлям» надписей.


В мусульманском предании азва («те, чье имя начинается с зу»; «владетели») — общее название для. древних, реальных и легендарных, кайлей. Зу и кайл — синонимы (см., например, [120, с. 165]: ал-кайл Зу Макар, ал-кайл Зу Йахар). В химйа-ритских надписях Зу тоже присутствует при именах кайлей (хотя и не всегда) и тоже является «синонимом» термина кайл. Например, в надписи С1Н 541 (стк. 81) дано общее название «кайли» (^\у1п), а далее идет серия кайльских имен с Зу. Это зу, обозначавшее в древний период принадлежность к месту или племени, в раннее средневековье, в VVI вв., изменило свое значение (как и термин кайл) и стало в большинстве слу­чаев означать владение чем-либо [378, с. 15—16].

Список, приведенный на с. 88, основан на перечислении кай­лей в надписи С1Н 541, посвященной заключению мира между Абрахой и кайлями, поначалу выступившими против него. Скру­пулезное перечисление всех кайлей, с одной стороны, подтвер­ждает важность события, а с другой — свидетельствует о том, что это и были крупнейшие роды. Многие из них еще не раз встречаются в других химйаритских надписях. Понимание К- Ро-беном имен с Зу лишь как частей титулов Адила Зу Файша и Алсама Зу Йазана не представляется верным. В этом случае под властью Зу Файша оказывается почти весь Йемен (ср. [483, с. 81]).

Самым знаменитым родом кайлей в Йемене VVI

12[3]456789
Оглавление