Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
5. СУДЬБА КАЙЛЕЙ
вв. был род зу йазан, основные владения которого находились в Южном Йемене в районе Нисаб — Майфа—Кана, на большой торговой дороге от побережья к столицам Хадрамаута и Ката-бана. В VI в. его власть порой распространялась на север до района Удайна и на восток до Зафара; в сфере их влияния, возможно, находился и остров Сокотра [С1Н 621; Ианбук 47; 483, с. 85; 140, с. 53]. Крупные землевладельцы, йазаниты были значительными политическими деятелями. Они были главной опорой йусуфа Ас ара, ими и их подданными выполнены практически все химйаритские надписи, из которых. мы знаем о борьбе йусуфа Асара с эфиопами (Ку 507, Ку 508, Ку 512, Ну 513, Ку 515; Ла 1028, Ла 1030, Ла 1031а). Главный эпиграфический источник об изменении позиции кайлей и их выступлении против Йусуфа — надпись на скале в йазанитской крепости Мавийа (С1Н 621), высеченная от имени йазанитского кайля Сумайфы, ставшего потом царем Йемена. Другие йазанит-ские надписи — КЕЗ 5085 и КЕЗ 4069. Около пятидесяти надписей йазанитских кайлей и их слуг и подданных находятся на скале в ущелье Йанбук в районе Нисаб — Майфа [483]. Согласно преданию, йазаниты Мадикариб Зу Йазан и его сын ,Сайф возглавили борьбу против эфиопов и привели в Йемен персов. Фигура Сайфа заняла значительное место в мусульманском предании. В его уста вложено одно из пророчеств о появлении.Мухаммеда, в позднее средневековье он стал героем народного романа «Сайф б. Зу Йазан» [328]. В истории исламизации Йемена род Йазан практически не упоминается; видимо, он потерял значительную часть своей мощи и влияния после свержения Сайфа персами. В IX—X вв. в прежних йазанитских районах ал-Хамдани упоминает группу ал-айзун, остатки шабов, входивших в подчиненную йазанитам федерацию, названную в надписях гпп [125, с. 147, 179, 200, 204, 206; 483, с. 85—86]. История и генеалогия рода зу Йазан неоднократно становились предметом исследований, однако многое в них до сих пор остается неясным (см. [284, с. 26—31; 491; 366; 140; 483]).
Другие наиболее именитые кайльские роды химйаритской эпохи — зу Калан, зу Руан, зу Зараних. Они, как и род зу Йазан, хорошо известны и из надписей, и из предания. В истории мусульманского завоевания как наиболее крупные кайльские семьи фигурируют они, а также несколько братьев из христианского рода Абд Кулал, который в надписях почти не встречается, но преданием связывается (видимо, не без оснований) с кайльской узурпацией царской власти в смутный период после Абкариба Ас ада (основные исследования о кайлях см. [493; 421, с. 444—446; 308, с. 357—359; 284, с. 104—107; 505, с. 181 — 182; 414, с. 131; 372; 488, с. 79—87; 320, с. 39]).
Кахтанидское историко-эпическое предание знает имена многих азва-кайлей: некоторые из них зафиксированы и в надписях, другие пока не отождествлены, а часть имен следует признать полностью легендарными [320, с. 94—97]; благодаря открытию новых надписей постоянно растет список отождествленных имен йеменских царей и кайлей в предании (ср. [325, с. 190, примеч. 11]).
Предание особо выделяет «восьмерку» (масамина) кайлей, главных правителей предисламского Йемена периода политической раздробленности. Ал-Хамдани так определяет эту «восьмерку»: «Это восемь домов (абйат), которые разделили между собой царскую власть после Зу Нуваса» — и называет следующие имена (семь, а не восемь): Зу Сахар, Зу Салабан, Зу Ха-лил, Зу Ашкалан, Зу Джадан, Зу Манах, Зу Сирвах [120, с. 271]. В комментарии к «Химйаритской касыде» сказано: «Их называют восьмеркой химйаритов. Царствование ни одного из хнмйаритских царей не могло быть благополучным без их поддержки, так как эти восемь возводили царя на престол, а если все решали низвергнуть его, то низвергали». В тексте касыды перечислены следующие имена: Зу Салабан, Зу Халил, Зу Сахар, Зу Джадан, Зу Сирвах, Зу Макар, Зу Хазфар, Зу Аскалан [88, с. 156—157]. Существует также несколько стихотворений, приписываемых Алкаме б. Зу Джадану, в которых эти имена также перечисляются