Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

5. СУДЬБА КАЙЛЕЙ

Мусульманские арабские лексикографы сохранили такое оп­ределение термина кайл, восходящее к Абу Убайде: «Он, кайл, правил своим народом (шум), своим михлафом и своим мах-джаром» [19, с. 401]. Каум—это подчиненный кайлю шаб (ср. Я\ут [Ку 497, катаб.] и ^у1/^т [493, с. 149]). Михлаф —специ­фически йеменское название единицы административно-терри­ториального деления конца VIVII в., область, район (в над­писях, возможно, ЬН) [378а, с. 19; 282, с. 171], т. е. те части химйаритского государства, в которые цари назначали кайлей-наместников. Наконец, махджар («огороженное место») озна­чало, видимо, личное владение кайля (может быть, его замок или крепость).

Это определение удачно отразило то сочетание власти над территорией (михлафом), человеческим коллективом (шабом) и собственным владением (махджаром), которое было харак­терно для химйаритского средневековья и служило основой влияния и выживания кайлей.

Кайли были подчинены царям, следуют за ними в списках войска,  выполняют  их  поручения  и  приказания,  получают  от царей  назначения.  Потому  арабские лексикографы в  качестве одного   из   объяснений   термина   кайл   приводят   слово   вазир. О кайле писали: «Кто говорит с царем, а тот слушает его речь до конца и ни с кем, кроме него, не говорит» [46, т. 2, с. 71]. В период ослабления царской власти эти главные советчики и помощники царей навязывали им свою волю. Предание сохра­нило  легенду  о  том,  как  кайли  потребовали  от  Амра,  сына Асгада  ал-Камила,  чтобы  он  сверг и убил  своего  брата  Хас-сана. Один из кайлей, Зу Ру айн, был с этим не согласен, но не решился выступить открыто против общего мнения. Он вы­разил свое осуждение поступка Амра в стихах, текст которых вручил  новому  царю  в  закрытой   шкатулке.   Когда   через   не­которое время  Амр стал раскаиваться в убийстве брата и об­винять своих советчиков, Зу Руайн в свое оправдание извлек эту шкатулку и прочитал царю свои стихи [135, сер. 1, с. 914— 916]. Независимо от степени достоверности рассказа ситуация,, описанная в нем, характерна для химйаритского средневековья. Кайли могли поучать царей,  могли восставать  против  них. Они сначала поддержали    антиэфиопскую    политику    йусуфа Асара, а потом выступили против него, что и стало причиной его гибели. Напротив, Абраху они сначала не приняли, подняв на мятеж значительную часть страны, но затем примирились с ним,  что  помогло  ему  оставаться  на  троне  в  течение  многих лет.  Иногда  кайли  становились  царями.  Согласно, легенде,  из кайлей был узурпатор Зу-ш-Шанатир;  на самом деле из  кай­лей был царь Сумайфа, сменивший Иусуфа. Приведя в Йемен персов, стал  царем  легендарный  Сайф  б.  Зу Иазан.  Из того, как тщательно в надписях VI в. (например, С1Н 541) перечис­ляются кайли, союзные или враждебные их авторам, видно, как много они значили в государстве.

Для Аравии кайли часто были фигурами не менее извест­ными, чем химйаритские цари, многие кайли были связаны с аравийскими племенами и аравийской политикой. Известна ис­тория о кайле, который помогал Имру ал-Кайсу, когда тот пы­тался восстановить власть Киндитов во Внутренней Аравии (ср. [284, с. 56]). В словарях термин кайл иногда связывают с гла­голом иктала, синонимом ихтакама — «судить, разрешать спо­ры», и даже приравнивают его значение к значению термина хакам [55, т. 13, с. 94], т. е. в представлении бедуинов кайл— это тот, кто судит и выносит решение. В присутствии кайлей происходили споры аравийских вождей [77, т. 1, с. 73; ср. так­же 120, с. 269—270]. Это отражает важную сторону политиче­ской роли кайлей, их авторитет как третейских судей.

В глазах аравийцев йеменские кайли были царямя-малика-ми. Не теми царями, которые ходили в Аравию большими по­ходами, но маликами,

1[2]3456789
Оглавление