Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
5. СУДЬБА КАЙЛЕЙ
В самом Йемене остались только небольшие группы представителей знатных родов, а чаще — остатки подчиненных им шабов. В IX—X вв. некоторые из них были зафиксированы ал-Хамдани: Зу-л-Кала [120, с. 256], Зу Ру айн [120, с. 328; 125, с. 180], Зу Джадан [120, с. 276], Зу Халил [120, с. 293— . 294]. Однако в политической жизни они большой роли не играли. Быстро ослабела политическая роль кайлей и в завоеванных странах, и к концу VIII —началу IX в. крупнейшие роды химйаритских кайлей полностью угасли.
Большую роль в этом сыграло их удаление из Йемена, где для их политических амбиций почва была более благоприятна, чем в Сирии или Ираке. Есть основания считать, что в определенной мере политика удаления из Йемена опасной для ислама части населения была сознательным шагом мусульманских властей. В предании о ридде в Йемене приводится текст письма Абу Бакра, где он приказывает в случае мирного урегулирования конфликта удалить покорившихся мятежников из страны: «Я не хочу, чтобы оставались в своих домах люди, сотворившие такое. Пусть они узнают, что поступили плохо, пусть вкусят горя хотя бы на часть того, что сделали» [135, сер. 1, с. 2008]. Согласно этому приказу из Йемена были выселены вожди кабаил, возглавлявшие ридду, и рядовые члены племен. Кайли против ислама не выступали, но и они были вызваны в Медину специальным приказом. Согласно преданию, Абу Бакр обращался с ними достаточно сурово, упрекал в роскоши и владении рабами и сразу отправил в Сирию. Халиф и его наместники видели в каплях постоянную угрозу власти мусульман, и общее мусульманское завоевательное движение, тр.ебовавшее новых и новых сил, было хорошим предлогом избавиться от них.
В период наместников (середина VII—VIII в.) химйарит-ская знать почти не упоминается в довольно подробной хронике событий. На родство с Зу-л-Кала претендовал, видимо, Ба-хир б. .Райсан; на короткий срок он стал наместником или заместителем наместника Йемена при Йазиде б. Муавии, но закончил свою жизнь в Египте [120, с. 259]. В середине VIII в. наместник халифа ал-Мансура Ман б. Заида подавлял восстание, которое возглавил один из вождей района Сады, объявивший себя потомком Сайфа б. Зу Иазана. Он якобы сумел вынудить наместника покинуть страну и победил своих соперников— бану харб из хаулан [91~ т. 1, с. 153—154). Однако скорее всего речь идет о простом племенном восстании, и знать тут ни при чем. Ссылка на Сайфа слишком стандартна. Одним из немногих свидетельств политической активности оставшихся в Йемене членов семей и вассалов крупных кайлей был мятеж ал-Хайсама б. гАбд ас-Самада Зу Халила в самом ..начале IX в. [52, с. 131 — 132; 120, с. 293—294; 203, т. 2, с. 498—499].
Ал-Хамдани особо отмечал, что в IX—X вв. в Йемене осталось очень мало представителей химйаритской знати и оставшимся потомкам кайлей было трудно найти себе равных по происхождению партнеров для брака [123, с. 32; 333, с. 209—210].