Книга:

Глава VI Система родства

Система родства тувальцев, равно как и полинезийцев. В целом, складывается из трех элементов: связей по браку и рождению; адопции, т. е. превращения неродственников (по браку и рождению) в родственников, и генеалогии, имеющейся в каждой из каинг.

Полинезийская, или, как ее иногда называют, гавайская, система родства относится к разряду классификационных: говорящий (Эго) называет одним термином многих лиц, с которыми он связан через браки и рождение,   а   также   через   адопцию.

Давняя традиция, сводившая классификационное родство только к связям через брак и рождение, сейчас не пользуется популярностью в науке. Авторы сборника «Матрилинейное родство» [99] понимают родство слишком узко (кросскузены у них — дети фактической сестры фактического отца или фактического брата фактической матери) и не учитывают связи не через брак и   рождение.

Анализ адопции в Океании помогает понять, что родственные связи могут создаваться не только через рождение или брак. Связи по адопции — нечто промежуточное между связями по рождению и браку. Этот факт необходимо учитывать в исследованиях о родстве. Человек, получивший одно из имен данного рода или участок земли, принадлежащий этому роду, становятся таким же близким родственником остальных членов группы, как и родственники по крови.

Следует подчеркнуть, что многие авторы, говоря о «родстве и адопции», допускают неточность. Сами полинезийцы обычно не проводят различий между родством по браку и рождению, с одной стороны, и родством по адопции — с другой. Прав Д. Оливер, который определяет кровное родство в Полинезии как «связи по крови и по адопции» [94, т. II, с. 625].

В прошлом адопция практиковалась и в русской дворовой общине. «Усыновление заменяет собой действительное родство, — писал М. М. Ковалевский,— а факт участия в ежедневной работе, разделение с семь-ею ее общего труда дает чужаку имущественные права родственника»   [8,   с.   38].

В Полинезии, как уже упоминалось, адопция получила   очень   широкое   распространение.

В 1965 г. на острове Нукуоро только двое взрослых (2% всего населения) не были адоптированы ни разу в жизни. В 67% домохозяйств имелись один или несколько адоптированных детей. Среди разных возрастных категорий процент адоптированных неодинаков: среди людей в возрасте 40 лет и выше — 87, в возрасте 20—39 лет — 62, в возрасте 5—19 лет — 46. В Полинезии обычно «старшие братья», т. е. вожди, усыновляют детей «младших братьев». Дети — это столь же важный фактор благосостояния, как и земля. На Гавайях нельзя было отказать «старшему брату», если он желал адоптировать   ребенка.

Однако адопция адопции рознь. Это тот случай, когда количество переходит в качество, т. е. возникает такое представление о родстве, которое качественно отличается   от   европейского.

Полинезийцы иначе, чем европейцы, понимали и понимают родство. Мы говорим: эта женщина — не моя мать, так как не она меня родила; полинезийцы говорят: она — моя мать, хотя и не она меня родила. Мы говорим: этот человек — мой дядя, хотя по отношению' ко мне он ведет себя не как дядя; полинезийцы в подобном случае говорят: он — не мой дядя [47, с. 24, 58, 147, 155].

Очень важную роль в формировании родственных связей играет совместное потребление пищи. Термин каинга происходит от каи— есть, питаться. Члены семьи — это те, кто вместе едят. Соответственно термин «адопция» включает в себя понятие кормить, есть (на Таити — фаамураа, где аму— есть; на Гавайях — ханаи, что означает кормить, кама ханаи — адоптированный ребенок). Европейцы в прошлом тоже связывали родство с едой: например, Father, Vater происходят

от корня pitar, означающего кормить, покровительствовать. Напомним также о ст. 312 Кодекса Наполеона: «Отцом ребенка, зачатого во время брака, является муж», т. е. фактически кормилец (цит. по [1, с. 70]).

Таким образом, даже моногамной семье, возникшей в классовом обществе, не удалось утвердить полный приоритет отца-родителя (санскритское genitar) над отцом-кормильцем   (pitar).

Мы не беремся решать, какое понимание родства — европейское или классификационное — заслуживает предпочтения. Они сосуществуют, и с этим фактом необходимо   считаться.

Классификационное родство создается легко. На Таити существует обычай

Оглавление