Книга:
Глава VI Система родства
Значение классификационной терм и н ологии родства. Слияние боковых линий с прямыми—это надежный и вполне достаточный признак для сопознания классификационной терминологии родства. Если брат отца обозначается тем же термином, что отец, а сестра матери — тем же термином, что и мать, то перед нами — слияние боковых линий (брат отца, сестра матери) с прямыми (отец, мать) и, следовательно,-классификационная терминология родства. Боковых линий — две, мужская и женская (родственники по отцу и родственники по матери). Слияние их с прямыми может быть частичным, когда боковая мужская линия сольется с прямой линией отца, боковая-женская линия —с прямой линией матери, но сами по себе боковые.: линии останутся обособленными друг друга, или полным, когда сольются и боковые линии Поэтому в классификационных системах родства, используя признак частичного или полного слияния, выделяют два подтипа: гавайский, где налицо полное слияние (брат отца—отец и брат матери — отец), и турано-и ганованский, где наблюдается частичное слияние (братие отца —отец, а брат матери — не отец). В терминологии родства тувальцев сочетаются признаки гавайского (сестра матери — мать и сестра отца —мать) и турано-ганованского (брат отца —отец, абрат матери — не отец) подтипов. В прямой женской линии уже проявляется гавайская терминология, а во-прямой мужской еще сохраняется турано ганованская. Считается, что первым обратил внимание на терминологию родства как источник исследования социальных институтов Л. Г. Морган. В действительности же,п как справедливо отмечает С. А. Токарев, приоритет» в> этом отношении принадлежит русскому ученомуП. А. Лавровскому [29, с. 264], который тщательно;-исследовал славянскую терминологию родства и уста-з, новил наличие разных терминов для дяди по отцу1. (стрый) и дяди по матери (вуй), для двоюродного бра-в та по мужской линии (стрычич) и двоюродного брата). по женской линии (вуйчич), для племянника по мужеской линии (братанич) и племянника по женской линииз (сестрин):
В славянских терминологиях родства, в том числе и древних, нет слияния боковых линий с прямыми, следовательно, они не относятся к числу терминологии классификационного типа. Поэтому перед П. А. Лавровский стояла проблема не происхождения классификационной терминологии, а происхождения и изменения терминов родства вообще. Он обратил внимание на то, что в древности русские различали мужскую и женскую боковые линии, а потом перестали (стрый и вуй в XVII в, слились в один термин «дядя»; стрычич и вуйчич— в один термин «двоюродный брат»; братанич и сестрич в XVI в: — в один термин «племянник»).
П. А. Лавровский поставил перед собой задачу вылетать, почему это произошло. Причину различения в про-илом мужской и женской 'боковых линий он усмотрел в:емейно-родовом быте древних славян,1 в том периодегх Истории, когда семейно-родовая жизнь находилась1 полном расцвете. «В таком состоянии, — писал он,-—;ля-кленов рода сама собой представлялась надобность
выделить из общего понятия „дядя» брата отца и брата лиц, ведущих свое происхождение от общего предка поматери; та же, конечно, надобность побуждала к более какой,-то одной линии — мужской или женской. Слия-строгому определению племянников с племянницами, ние боковых линий с прямыми он связывал с желаниемкоторые могли быть детьми братьев и сестер» [12, с. 4}; людей иметь как можно больше близких родственников,Дело в том, развивал далее свою мысль П. А. Лавров- к которым в случае нужды можно обратиться за по-ский, что в те времена весь род жил вместе, в него мощью [89, с. 475—476], а сходство принципов группи-входили отец и мать Эго и их братья и сестры, братья ровки родственников в терминологиях родства разныхи сестры самого Эго и их дети. «Потому что только народов объяснял древней общностью этих народов,при этом условии понятной становится потребность Но он столкнулся с трудностью, которую не смог прео-бол-ее точного и определенного выделения родичей, з долеть: члены рода ведут счет происхождения от пред-через это и избежания смешения и недоразумений» [12, ка только по одной линии (мужской или женской),