Книга:

Глава VI Система родства

Значение классификационной  терм и н ологии родства.  Слияние боковых   линий с   прямыми—это надежный и вполне достаточный признак для сопознания   классификационной   терминологии   родства. Если брат отца обозначается тем же термином, что  отец, а сестра матери — тем же термином, что и мать, то перед нами — слияние боковых линий (брат отца, сестра матери) с прямыми (отец, мать) и, следовательно,-классификационная терминология родства.  Боковых  линий — две,  мужская  и  женская    (родственники по отцу и родственники по матери).  Слияние их с прямыми может быть частичным,   когда   боковая мужская линия сольется с прямой линией отца, боковая-женская линия —с прямой линией матери, но сами по себе боковые.: линии останутся обособленными друг друга, или полным, когда сольются   и боковые  линии Поэтому в классификационных системах   родства,   используя признак частичного или полного слияния, выделяют два подтипа: гавайский, где налицо полное слияние (брат отца—отец и брат матери — отец), и турано-и ганованский, где наблюдается частичное слияние  (братие отца —отец, а брат матери — не отец). В терминологии родства тувальцев сочетаются признаки гавайского   (сестра  матери — мать   и сестра   отца —мать)  и турано-ганованского  (брат отца —отец, абрат матери — не  отец)   подтипов.  В  прямой   женской  линии уже   проявляется   гавайская   терминология,   а   во-прямой мужской еще сохраняется турано ганованская.      Считается, что первым обратил внимание на терминологию родства  как источник исследования   социальных институтов Л.  Г. Морган.  В действительности же,п как справедливо отмечает  С.  А.  Токарев,  приоритет» в> этом    отношении     принадлежит      русскому      ученомуП. А.  Лавровскому    [29,   с.   264],   который   тщательно;-исследовал  славянскую  терминологию  родства  и  уста-з, новил   наличие   разных   терминов   для   дяди    по   отцу1. (стрый) и дяди по матери (вуй), для двоюродного бра-в та по мужской линии   (стрычич)  и двоюродного брата). по женской линии  (вуйчич), для племянника   по мужеской линии (братанич) и племянника по женской линииз (сестрин):

В славянских терминологиях родства, в том числе и древних, нет слияния боковых линий с прямыми, следовательно, они не относятся к числу терминологии классификационного типа. Поэтому перед П. А. Лавровский стояла проблема не происхождения классификационной терминологии, а происхождения и изменения   терминов родства вообще.   Он   обратил   внимание   на   то,   что   в древности русские различали мужскую и женскую боковые линии, а потом перестали  (стрый и вуй в XVII в, слились   в  один   термин   «дядя»;   стрычич и   вуйчич— в один термин «двоюродный брат»; братанич и сестрич в  XVI   в: — в   один  термин   «племянник»).

П. А. Лавровский поставил перед собой задачу вылетать, почему это произошло. Причину различения в про-илом мужской и женской 'боковых линий он усмотрел в:емейно-родовом быте древних славян,1 в том периодегх Истории, когда семейно-родовая жизнь находилась1 полном расцвете. «В таком состоянии, — писал он,-—;ля-кленов рода сама собой представлялась надобность      

выделить из общего понятия „дядя» брата отца и брата лиц, ведущих свое происхождение от общего предка поматери; та же, конечно, надобность побуждала к более какой,-то одной линии — мужской или женской. Слия-строгому определению племянников с племянницами, ние боковых линий с прямыми он связывал с желаниемкоторые могли быть детьми братьев и сестер» [12, с. 4}; людей иметь как можно больше близких родственников,Дело в том, развивал далее свою мысль П. А. Лавров- к которым в случае нужды можно обратиться за по-ский, что в те времена весь род жил вместе, в него мощью [89, с. 475—476], а сходство принципов группи-входили отец и мать Эго и их братья и сестры, братья ровки родственников в терминологиях родства разныхи сестры самого Эго и их дети. «Потому что только народов объяснял древней общностью этих народов,при этом условии понятной становится потребность Но он столкнулся с трудностью, которую не смог прео-бол-ее точного и определенного выделения родичей, з долеть: члены рода ведут счет происхождения от пред-через это и избежания смешения и недоразумений» [12, ка только по одной линии (мужской или женской),

Оглавление