Книга:

Глава VII Устная история островов Тувалу

На Самоа и Тонга нет преданий о переселениях — самоанцы и тонганцы считают себя автохтонами. А Центральная и Окраинная Полинезия славятся этно-генетическими преданиями и длинными генеалогиями, в которых счет поколений ведется от первых поселенцев. На островах Тувалу тоже есть предания о переселениях и длинные генеалогии. Если рассматривать эти факты вне истории, то Тувалу, по крайней мере по этой черте культуры, придется исключить из Западной По-: линезии и включить в другой культурный ареал — в Центрально-Окраинную Полинезию

Если же связать эти факты с историей Полинезии,, получится   совершенно   иная   картина.

Заселение Полинезии протополинезийцами началось с заселения Самоа и Тонга. Протополинезийцы проникли сюда с Фиджи. Острова Фиджи — это во многих отношениях   переходная   область   между   Меланезией    и Полинезией. «Ботаники,— пишет К. А. Говоров, — объединяют Фиджи   с   островами   Тонга   и   Самоа   в   один Центрально-Полинезийский район» [7, с.  104]. Есть все основания полагать, что протополинезийцы проникли в полинезийский треугольник   с   Фиджи.   Расстояния   от Фиджи до Самоа и Тонга   сравнительно невелики,  они могли быть преодолены при невысоком уровне мореходной техники. Это так называемый «меланезийский способ» переселения — от одного острова к другому, расположенному относительно близко. Переселение   происходило в очень далеком прошлом (на Самоа и Тонга сложился   древнейший  слой  полинезийской  культуры),   я этот факт вообще мог исчезнуть из памяти людей. Видимо, поэтому самоанцы и тонганцы, равно как и меланезийцы, не имеют преданий о переселениях и считаю! себя   автохтонами.

Переселение с Самоа и Тонга на Таити, где возник более поздний  слой  полинезийской  культуры,  происходило уже по «полинезийскому способу». При этом мореплаватели  преодолевали   гораздо   большие   расстояния между островами,  используя  более  развитую  мореходную технику. Полинезийцы прожили на Самоа и Тонга несколько сот лет, прежде чем некоторые из них решились на   такое плавание   и   достигли   Таити.   Большая значимость этого события и тот факт, что оно произошло позже, чем переселение протополинезийцев на Самоа и Тонга   (Те Ранги Хироа  полагает,  что Таити   заселены примерно в V в. н. э. [28, с. 74}), привели к тому, что на Таити, да и во всей Центрально-Окраинной Полинезии, сохранились предания о переселениях и существуют   длинные   генеалогии.

Острова Тувалу тоже в основном заселены с Самоа и Тонга, но примерно на тысячу лет позже.

Тувалу отделяют от Самоа и Тонга огромные расстояния, которые были преодолены сравнительно недавно— 400—500 лет назад. Поэтому тувальцы, высоко оценивая факт заселения островов своими предками, начинают с него свою историю; они тоже имеют предания о переселениях и длинные генеалогии. Разумеется, это не только не отрицает, но и подчеркивает принадлежность островов Тувалу к Западной историко-культурной   области.

Существование на протяжении 400—500 лет устной истории, притом на каждом из восьми атоллов и рифовых островов группы Тувалу своей,—довольно редкое явление для бесписьменных народов. «Старики каждого острова, — пишет  Р.   Роберте, — еще   хранят   в  памяти более или менее полные   генеалогии   определенных   семей  (речь идет о семьях  вождей. — Н. Б.). Поколения в этих генеалогиях — колышки, к ним прикреплены те немногие предания, которые еще представляют интерес для   нынешнего    поколения...   о   происхождении своего народа,   о возвышении   семей   вождей,   о плаваниях   и сражениях» [97, с. 394, 396]. Важно отметить, что процесс мифологизации этой устной истории только начался; он затронул лишь предков первых двух-трех поколений,   да   и   то   частично.

В преданиях говорится о том, что до прибытия первых самоанцев и тонганцев, с которых начинается устная история Тувалу, там уже жили то ли люди, то ли духи. Так, на атолле Нанумеа обитали две женщины, прибывшие из далекой страны Гавайки, на острове Ниутао— полулюди, одно из этих существ превратилось в женщину, которая основала поселок. На атолле Фунафути люди появились еще до того, как туда прибыл первый самоанец, по имени Телематуа. Все эти первопоселенцы не оставили заметного следа в истории и культуре островов. История начинается с прибытия тонганцев и самоанцев. На атолле Нанумеа появился тонганец Тефолаа, он прогнал двух женщин из страны Гавайки и стал единственным владельцем острова; позднее он совершил поездку на Самоа и Тонга и вернулся на' Нанумеа с группой новых переселенцев. На Ниутао прибыл самоанец Матаика, а позднее — самоа-времени.

Оглавление