Книга:
Глава VII Устная история островов Тувалу
Распределение земель между большими семьями могло со временем, вследствие войн, смены власти и т. п., меняться. Примерохм этого могут служить события на атолле Фунафути. Через два-три поколения после того, как Тауаса, представитель рода Тепаоло, поделил землю, произошел новый передел, на этот раз по инициативе рода Таилоа. Жрец Леволо заявил, что «передел земель — это желание духа Фоилапе». Видимо, одной только санкции духа было недостаточно, поэтому Леволо решил заручиться поддержкой рядовых общинников, среди которых было много иммигрантов с других островов, не имевших земли и находившихся в зависимости от алики. Леволо заверил рядовых общинников, что они получат земли «и перестанут быть зависимыми от алики туту и низших вождей». В результате сложидась ситуация, в которой, как говорит предание, «алики туту деревни Фонгафале и низшие алики не в состоянии были противиться воле большинства». Передел был произведен. Род Таилоа захватил много земель, роду Тепаоло досталось гораздо меньше. Подобного рода переделы земель, отмечает Г. Кох, пережили все острова. Более сильные роды, захватив власть, забирали себе и лучшие земли [78, с. 52—53].
Предания свидетельствуют о наличии имущественного и социального расслоения на островах Тувалу: о выделении благородных кланов, кланов вождей, появлении богатых, влиятельных людей, вступивших в борьбу за власть. Были разработаны правила поведения, подчеркивавшие привилегированное положение вождей. Должность вождя перестала быть наследственной (от отца к сыну) и стала выборной в рамках правящего клана. Об этом прямо говорится в предании атолла Нукулаелае. Видимо, то же самое произошло на Нану-меа и Ниутао. К сожалению, в преданиях ничего не сообщается о причинах перехода к выборности.