Книга:

Глава VII Устная история островов Тувалу

и захватив власть, договорились о том, что первый будет владельцем земель на западном берегу и в центральной части главного острова, а Покиа — владельцем земель на восточном берегу. На атолле Нуи дело обстояло еще сложнее. Сначала прибыли самоанцы Пеау, Фату, Толоао и Талулу со своими женами и поселились здесь. Пеау, видимо, был вождем, поэтому стал собственником атолла. Через 50 лет его потомки (кроме двух семей) покинули атолл .из-за засухи. Вскоре здесь появились микронезийцы, которые посадили кокосовые пальмы. Когда на Нуи прибыл потомок Пеау, Лаухау, «его права как потомка первого вождя, Пеау, были признаны, и он был принят». На атолле появились две семьи вождей: семья верховного вождя — алики тупу и семья вождя земли — .алики лаукеле. Алики тупу руководил духовной жизнью общины и передавал свой титул первому своему ребенку, независимо от его пола. Люди, говорит предание, никогда не имели каких-либо претензий к алики тупу. Алики лаукеле руководил экономической и социальной жизнью и имел официального помощника. В руках вождей сосредоточивалась реальная власть, их действия контролировались «мужчинами этого клана», которые могли «посоветовать общинникам избрать кого-либо из .них»   на   эти   должности.

В преданиях постоянно подчеркивается, что реальная власть сосредоточивается в руках того, кто является собственником земель. Когда на Фунафути прибылииммигранты с других островов Тувалу и с атоллов, расположенных к востоку от них, то они влились в низшийсоциальный слой (каутангата), «так как у них не былоземли», и попали в зависимость от алики туту и. низших   вождей.

 По мере роста населения поселки,. Основанные   отдельными группами поселенцев в разных, концах1 остро-. на, разрастаясь, стали сливаться в одну  деревню. -Так, . на  острове Ниутао  одну деревню образовали  поселки Мулитефао и. Саваеа. С  увеличением семьи вождя, постепенно   .восстанавливалась  <ее    самоанако-тонганская структура,   в   частности    процсходето: разграничение

мужской и женской линий. На острове Нануманга, согласно преданию, это произошло уже во втором поколении. Лапи, первый алики, имел двух дочерей. Когда они стали взрослыми, «община, разросшаяся к этому времени до значительных размеров, разделилась на три   части. Клан под названием Моухала, состоящий из потомков Лапи (речь идет о потомках по мужской линии; из этого следует, что у Лапи кроме двух дочерей был хотя бы   один   сын. — Н. Б.),   занимал   одну   часть   главной деревни, а именно Хатонга: вторую часть деревни, которая называлась Фиуа или Фаифаули и имела дом собраний   (манеапу), занял клан  Фалетапу;   на   северном конце острова, там, где женщина по имени Талеке добыла воду из колодца, поселился клан Мангатаи». Клан Моухала, согласно преданию, был старшим среди других кланов  (это потомки Лапи по мужской линии), поэтому его вождь стал вождем всего острова  (улу алики). Вожди двух  других   кланов были   просто   алики. Клан Мангатаи, согласно генеалогии, произошел от более позднего самоанского переселенца по имени Лафаи и, возможно, от одной из дочерей Лапи. Клан Фалетапу, по всей вероятности, ведет начало от другой дочери.

На атолле Фунафути разделение мужской и женской линий произошло в третьем поколении. Второй алики туту имел сына и дочь. От сына идет мужская линия потомков,   от   дочери — женская.

В мужской линии со временем выделились старшая (через старшего сына) и младшая (через младшего сына) линии. Так, на атолле Нуи потомки Татауа (переселенца с Табитеуэа) разделились на две мужские линии: линию Тепало и линию Тапалиа. В следующем поколении дочь Тапалиа, Когие, вступила в брак с Лау-лау, потомком самоанца Пеау, и таким образом линии Пеау и Тапалиа слились. На этом же атолле линия Тин-ти (переселенца с Ноноути) в пятом поколении разбилась на две мужские линии: одну — через Ваеа и вторую — через   Конгале.

Выделение мужской и женской линий, а в пределах* мужской —старшей и младшей линий свидетельствует о том, что начиналась борьба за власть, за титул верховного вождя (алики тупу; алики туту, улу алики). Таким образом, воссоздавалась еще одна черта структуры самоанско-тонпанСКого общества.

По самоанско-тонганским нормам внуки вождей по женской линии тоже принадлежали к алики, равно как и сыновья сыновей вождей, но, в отличие от последних, дети дочерей вождей стояли ниже на социальной лестнице. Младшие сыновья вождей были по рангу ниже старших сыновей вождей. Пока жизнь текла согласно этим нормам, должность верховного вождя занимал старший потомок первого алики по мужской линии, а младшие потомки по этой линии и потомки по женской линии просто не упоминались в генеалогии.

Оглавление