Книга:

Глава VII Устная история островов Тувалу

Что касается остальных пяти атоллов и рифонии атолла Ваи'тупу о свою жизнь В вых островов, то на трех из них (Нуи, Нукуфетау, Ваи- Ды иногда добровольно еается- что молодые полиЭ!--«тупу)  первыми поселенцами, согласно преданиям, были   если их притесняли   и тот или иной.

Из преданий явствует и другое: люди, покидавшие Самоа и Тонга в надежде найти новые земли, через некоторое время возвращались на родину, а затем вновь плыли к островам Тувалу. Это были преднамеренные, целенаправленные плавания, свидетельствующие не только о мужестве самоанцев и тонганцев, но и об их высокоразвитом   мореходном   искусстве.

На островах Тувалу первопоселенцы оказывались в чрезвычайно трудных условиях. На атоллах нет ни гор, ни рек, поэтому люди страдали от недостатка пищи и пресной воды. Атолл Нукуфетау, согласно преданию, был назван так потому, что на нем не росло ничего, кроме дерева фетау (нуку — земля, остров). На острове Нануманга каждый год был месяц голода — каунуу-ну. Люди рыли колодцы (им в преданиях отведено немало места). Мореходы 'плыли на прародину и возвращались оттуда с проросшими кокосовыми орехами и саженцами таро.

Об этом говорится в устных историях Нукуфетау, Фунафути, Нукулаелае и других атоллов и рифовых островов. Постепенно предки тувальцев превратили свою новую родину в место, пригодное для жилья.

С ростом численности населения появилась новая трудность — земельный голод. В преданиях повествуется1 о перенаселении островов, о нехватке земли, о переселений Людей с одних островов на другие. Были Приняты меры по ограничению численности населения. В частности, на всех островах был введен обычай куши, по которому каждая брачная пара могла оставлять в живых лишь двоих детей — первого мальчика и первую девочку. Остальных детей уничтожали. Например, на атолле Ниутао их топили в лагуне.

Совершенно ясно, что люди, не имевшие хороших мореходных средств и необходимых знаний, не добрались бы до островов Тувалу, не смогли бы совершать плавания на Самоа и Тонга за проросшими кокосовыми орехами и саженцами таро и возвращаться обратно. Ясно также, что люди, не знавшие ирригации, быстро погибли бы на атоллах и рифовых островах. Земли здесь мало, никаких залежных земель, разумеется, нет.

В самом этом вопросе заключены две ошибки: во-первых, хозяйство полинезийцев более развито, чем хозяйство папуасов (применение ирригации ставит земледельческую технику на гораздо более высокий уровень), во-вторых, полинезийское общество сложилось за пределами Полинезии, а сюда, как уже говорилось,, были занесены лишь его социальные отростки, которые-либо гибли на новой почве, либо развивались, реализуя заложенные в них возможности роста. Как это происходило, можно узнать из устной истории островов Тувалу, ценность которой состоит в том, что она дает возможность в общих чертах проследить этот процесс.

Знакомство с процессом роста полинезийского общества на островах Тувалу позволяет судить не только о том, как оно развивалось на других островах Полинезии (на каждом из которых история, как правило, берет начало с небольшой горстки людей), но и о возникновении этого общества в целом. Подобно тому как в природе зародыш в процессе роста повторяет основные этапы развития вида, так и социальный отросток само-анско-тонганского общества в процессе роста если не повторяет этапы развития раннеклассового общества,, то хотя бы дает возможность судить о движущих силах этого процесса и о причинно-следственных связях.

Итак, на одном из островов в группе Тувалу высаживается небольшая группа людей. Один из них — вождь. Первый акт, который он совершает, состоит, согласно преданиям, в том, что он объявляет себя владельцем всех земель. Телематуа, первый алики туту на Фунафути, привез с Ваитупу проросшие кокосовые орехи и посадил их. Кокосовая пальма начинает плодоносить через семь-восемь лет после посадки. Телама-туа умер, не дождавшись первого сбора орехов. Его сын, Каитосунга, получил по наследству титул алики туту, собственность на земли атолла и на кокосовые пальмы. Во время его правления сюда прибыли новые переселенцы с Самоа, ,Увеа, Футуна. Каитосунга распространил свою власть и на них, так как-все они, гово-,рит, предание, .нуждались   в  -орехах   с   его-кокосовых

Позднее, иногда сразу после смерти первого вождя, иногда через несколько поколений, преемники могли поделить остров. Так, на атолле Нукулаелае Фуатиа и Покиа, убив прежнего алики

Оглавление