Книга:
Глава VII Устная история островов Тувалу
Младший, или «низший», вождь, недовольный своим положением, либо отправлялся на поиски новой земли и там занимал должность верховного вождя, либо стремился сместить верховного вождя на родине, чтобы занять его место.
На атолле Нануманга борьба за власть разгорелась между кланами Моухала и Фалетапу. Началось с того, что вождь клана Фалетапу, Теоси, с помощью своего двоюродного брата, Теату, подчинил себе клан Мангатаи. В предании говорится, что «это была победа кланов Моухала и Фалетапу», но решающую роль играл именно клан Фалетапу. Вождь этого клана, Теоси, передал затем, может быть и не добровольно, власть своему двоюродному брату, Теату, и клан скоро поменял свое название — он стал Мангомахи. Почему это произошло, в предании не говорится. Но если предположить, что клан Фалетапу вел происхождение от Лапи через его дочь, то вполне естественно желание Теату, ставшего вождем клана, вести происхождение от Лапи по мужской линии. Все остальные члены клана тоже перешли вместе с вождем из женской линии в мужскую. Теату выступил против верховного вождя Лоигомалие и всего старшего клана Моухала, но потерпел поражение и был живым зарыт в землю. Однако клан Мангомахи продолжал борьбу за власть. Лоигомалие призвал на помощь Текава, потомка Лафаи, и поручил ему «принести на остров мир и порядок». Но Текава, боясь четырех сыновей Теату, не выполнил этого, и сыновья Теату захватили власть. «Алики клана Моухала остался верховным вождем, или улу алики, — сообщает предание,— но его власть на острове была более духовной, чем светской, и осуществлялась она через вождей группы Мангомахи». С тех пор улу алики Лонгбмалие и весь
клан Моухала «никогда не имели реального авторитета в общине». Предание, повествующее о событиях на острове Нануманга, свидетельствует о том, что разделение власти на светскую и духовную произошло здесь в результате борьбы за власть между двумя кланами. Победивший клан, желая предотвратить дальнейшие междоусобицы, сохранил номинально за побежденным кланом право выдвигать верховного вождя, но лишил последнего реальной власти. Такое же положение сложилось, видимо, и на атолле Нуи, где представители одного клана имели право на титул верховного вождя, алики тупу, а другого — на титул вождя земли, алики лаукеле; при этой алики тупу решал только те вопросы, которые относились к духовной жизни, а алики лаукеле имел реальную власть.
Предание, повествующее о событиях на острове Нануманга, позволяет сделать одно предположение, касающееся островов Тонга. В прошлом веке здесь было точно такое же разделение: духовную власть осуществлял туи-тонга, светскую — гоу. Клан туи-тонга когда-то располагал полной властью, но затем был оттеснен другим кланом, в результате чего произошло деление власти на духовную и светскую. Это еще сохраняется в памяти тонганцев. Они говорили, что в прошлом туи-тонга управлял всеми делами, но потом военные, вожди захватили власть и оттеснили туи-тонга на второй план. По мнению Э. Гиффорда, туи-тонга стали утрачивать светскую власть с XV в., а к началу XIX в. были полностью отстранены от управления [17, с. 615].
Так предания о событиях, происходивших на маленьком рифовом острове Нануманга, помогают разобраться в сложном процессе деления власти на духовную и светскую на атолле Нуи, на архипелаге Тонга и других островах Полинезии.
В свою очередь, предания атолла Фунафути проливают свет на происхождение самоанского института «говорящих вождей», а также обычая, в соответствии с которым верховными вождями становились по очереди .представители то одного, то другого клана. Борьба за власть на Фунафути разгорелась между «Таилоа, ,1> внуком tnepieom алики, и Тепаоло, сыном 'ее-.ст.ры: Таилоа L.:Тем самым потомки- Телематуа разделились на два рода: род Таилоа I, связанный с первым алики через мужчину (мужская линия), и род Тепаоло, связанный с первым алики через женщину (женская линия). Условия жизни на маленьком атолле таковы, что алики.туту,