Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
Заключение. Пути развития Южной Аравии в раннее средневековье
вв. в результате расширения контактов с Внутренней Аравией.
Каждое из описанных явлений проходит через обе эпохи раннего средневековья — предисламскую (химйаритскую) и раннемусульманскую, которые иногда представляются принципиально различными. Истоки большинства типических черт мусульманского общества Йемена обнаруживаются в Йемене химйаритском.
Это один из вариантов становления феодального общества. Об этом свидетельствуют рост крупной земельной собственности, развитие системы издольной аренды, усиление личной зависимости земледельцев и зависимости общин от знати, в частности служилой, появление зачатков иерархической условной земельной собственности (икта), тенденция к политической раздробленности, победа монотеистической идеологии. Все эти черты находят себе аналогии в обществах других стран Ближнего^ Востока в период становления феодализма — до XI—XII вв.
О феодальном характере, феодальной сути развития ран-несредневекового Йемена свидетельствует и его итог, находящийся за хронологическими рамками нашего исследования и кратко описанный в первой главе работы. В XI—XIII вв. в Южной Аравии сложилось феодальное общество, аналогичное тем, которые принято характеризовать как восточный вариант развитых феодальных.
В V—X вв. по всему Ближнему Востоку шел процесс сложения феодальной общественно-экономической формации. И развитие йеменского общества явилось частью общего процесса, причастность к которому Южной Аравии можно определить, исходя из принципов «исторической корреляции» к «внешней среды формации», разработанных советскими историками (см., например, [263, с. 119—123}).
В раннефеодальном развитии Йемена ясно выделяются два этапа, разделенные исламизацией, которая изменила многие внешние черты уже раннефеодального химйаритского общества. В хозяйственной жизни ислам, по существу, лишь изменил некоторые направления внешних торговых связей Йемена. В политической области он ликвидировал превосходство Йемена в борьбе с аравийскими племенами, что вылилось затем в полное политическое подчинение Йемена Халифату.
Проникновение в Йемен и оседание там кочевников шло в доисламский период при химйаритской доминанте, на химйа-ритской основе. Оседавшие бедуины становились или старались стать членами химйаритского общества: служили в химйаритских армиях, получали химйаритские титулы, писали надписи по-йеменски и посвящали их йеменским богам или богам йеменских царей, иногда входили в состав химйаритских родо-пле-менных общин-ша бов.
Усиление политической роли племен в связи с пришедшим из Внутренней Аравии исламом изменило многие акценты. Теперь пришельцы из Аравии хотя и оседали на землю, но сохраняли не только свой язык, но и почти полностью свою родо-племенную структуру, свои обычаи и, конечно, свою новую религию. Более того, они навязывали их своим новым соседям. Коренные земледельцы стали называть свои общины кабила,