Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

Заключение. Пути развития Южной Аравии в раннее средневековье

вв. в результате расширения контактов с Внутренней Аравией.

Каждое из описанных явлений проходит через обе эпохи раннего средневековья — предисламскую (химйаритскую) и раннемусульманскую, которые иногда представляются принци­пиально различными. Истоки большинства типических черт му­сульманского общества Йемена обнаруживаются в Йемене химйаритском.

Это один из вариантов становления феодального общества. Об этом свидетельствуют рост крупной земельной собственно­сти, развитие системы издольной аренды, усиление личной зави­симости земледельцев и зависимости общин от знати, в частно­сти служилой, появление зачатков иерархической условной зе­мельной собственности (икта), тенденция к политической раз­дробленности, победа монотеистической идеологии. Все эти черты находят себе аналогии в обществах других стран Ближ­него^ Востока в период становления феодализма — до XIXII вв.

О феодальном характере, феодальной сути развития ран-несредневекового Йемена свидетельствует и его итог, находя­щийся за хронологическими рамками нашего исследования и кратко описанный в первой главе работы. В XIXIII вв. в Южной Аравии сложилось феодальное общество, аналогичное тем, которые принято характеризовать как восточный вариант развитых феодальных.

В VX вв. по всему Ближнему Востоку шел процесс сло­жения феодальной общественно-экономической формации. И раз­витие йеменского общества явилось частью общего процесса, причастность к которому Южной Аравии можно определить, ис­ходя из принципов «исторической корреляции» к «внешней сре­ды формации», разработанных советскими историками (см., например, [263, с. 119—123}).

В раннефеодальном развитии Йемена ясно выделяются два этапа, разделенные исламизацией, которая изменила многие внешние черты уже раннефеодального химйаритского общества. В хозяйственной жизни ислам, по существу, лишь изменил некоторые направления внешних торговых связей Йемена. В по­литической области он ликвидировал превосходство Йемена в борьбе  с  аравийскими племенами,  что вылилось  затем  в  пол­ное политическое подчинение Йемена Халифату.

Проникновение в Йемен и оседание там кочевников шло в доисламский период при химйаритской доминанте, на химйа-ритской основе. Оседавшие бедуины становились или старались стать членами химйаритского общества: служили в химйарит­ских армиях, получали химйаритские титулы, писали надписи по-йеменски и посвящали их йеменским богам или богам йе­менских царей, иногда входили в состав химйаритских родо-пле-менных общин-ша бов.

Усиление политической роли племен в связи с пришедшим из Внутренней Аравии исламом изменило многие акценты. Те­перь пришельцы из Аравии хотя и оседали на землю, но сохра­няли не только свой язык, но и почти полностью свою родо-племенную структуру, свои обычаи и, конечно, свою новую религию. Более того, они навязывали их своим новым соседям. Коренные земледельцы стали называть свои общины кабила,

123[4]567
Оглавление