Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
Заключение. Пути развития Южной Аравии в раннее средневековье
усвоили многие социальные ценности и обычаи общества пустыни. «Химйаризация» бедуинов сменилась «арабизацией» йеменцев.
Складывание феодальной социальной структуры тоже шло первоначально как развитие химйаритской действительности. Главное место в правящем слое занимали выходцы из химйаритской родовой и служилой знати. В зависимости от них находились химйаритские общины-шабы. С приходом ислама традиционная знать (кайли) стала играть все уменьшающуюся роль. Коренная йеменская знать VII—IX вв., преемники кайлей, была оттеснена со своих позиций вождями и знатью племен и знатью нейеменского происхождения.
Наконец, постепенная победа единобожия в его различных формах, характерная для химйаритского периода, сменилась полным торжеством ислама. Различные формы мусульманского религиозно-политического сознания победили в Йемене все другие виды монотеизма.
В целом феодальное развитие Йемена первоначально шло на химйаритской основе, из «внутренних ресурсов». После ис-ламизации оно продолжалось уже на основе синтеза сложившихся местных процессов и того, что было принесено сначала из Аравии, а затем из разных концов обширного, разнообразного, но одновременно и единого мусульманского мира.
Различая два периода раннесредневековой истории Южной Аравии, представляется более точным говорить не только о двух периодах одной эпохи, но и о воплотившихся в них двух возможных путях развития феодализма в Йемене, так как эти периоды различаются типологически.
Химйаритский период часто воспринимается как продолжение древней истории страны. Типологически этот период сходен с выделяемым советскими историками типом генезиса феодализма «с ясным превалированием античных начал», т. е. с сохранением значительных элементов древнего социально-экономического наследия [335в, с. 10 (№ 3); 335д, с. 19 (№ 2)]. «Химйаритский» путь становления феодализма в определенной степени находился под влиянием процессов, которые происходили в V—-VII вв. в кочевом и оазисном обществе Внутренней Аравии, где складывались новые формы политической и экономической зависимости и идеологии, нашедшие свое дальнейшее развитие в исламе и в общине Мухаммада. В некотором приближении и, разумеется, с оговорками предисламская Внутренняя Аравия может быть отнесена к дофеодальной/протофео-дальной стадии общественного развития (ср. 297]) или же сопоставлена с типом генезиса феодализма непосредственно из родо-племенного строя «варваров» [335в, с. 9 (№ 1); 335д, с. 19 (№ 3)].
Элементы «аравийского» пути развития присутствовали в Южной Аравии и в химйаритский период. Они воплотились в общем усилении роли кочевников, в «пророческом» движении Абхалы, в постепенной арабизации.
С победой ислама это присутствие сменилось синтезом химйаритского, уже раннефеодального, наследия, с тем, что родилось в Аравии, что развивалось в ней, а затем и вне ее — в мусульманском мире.