Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
Заключение. Пути развития Южной Аравии в раннее средневековье
X в. свое экономическое и общественное влияние). Представители халифских властей и различных религиозно-политических движений (например, зайдитские имамы и тарифы) оседали в Йемене, и часто именно через них осуществлялись сбор и перераспределение земельной ренты (через систему государственных и религиозных налогов). Значительную долю своей власти над зависимыми людьми все категории господствующего класса получали через признание государством их места в военно-административном аппарате. Не только пришлые администраторы, но и местные владетели и вожди формально считались представителями государственной или религиозной власти.
Весь раннесредневековый период характеризуется ростом крупного частного землевладения. Большие участки земли принадлежали кайлям и их социальным преемникам — йеменской мусульманской знати. Различные группы местной знати захватывали земли и находившиеся на них селения, присваивая право сбора податей и суда над жителями и даже распоряжения их судьбами. Особую категорию составляли «владельцы име-кт-дийа», эксплуатировавшие окрестных земледельцев и сезонных работников. Большие земельные участки принадлежали богатым горожанам. Постепенно возникают и начальные формы передачи земельных наделов за службу.
Параллельно развивалась система издольной аренды (в мусульманское время — мушарака), характерная для всего Ближнего Востока в эпоху средневековья.
Земледельцы работали на своих и на арендованных землях, а также в поместьях знати, выплачивая долю урожая и налоги. В начале средневекового периода в Йемене существовал рабовладельческий уклад, сохранявшийся в виде домашнего рабства и содержания рабов-воинов на протяжении всего средневековья.
Города раннего средневековья были тесно связаны с военно-политической администрацией, являясь символами политического господства над территорией. Борьбу за них вели все силы, соперничавшие в средневековом Йемене.
В городах жили торговцы и ремесленники, часто владевшие и землями в черте города и вне ее. Городское население, по крайней мере в Сане, имело свои, не очень хорошо нам известные организации, позволявшие горожанам выступать в политической борьбе в качестве самостоятельной силы.
Начало раннего средневековья характеризуется постепенным упадком древнейеменских религиозных культов и их некоторой эволюцией в сторону единобожия под влиянием рас-
пространившихся в стране монотеистических религий — иудаизма и христианства. Различная религиозная ориентация почти всегда означала и определенную политическую ориентацию. Получили некоторое распространение и внутриаравийские культы. В движении Абхалы ал-Асвада нашла свое выражение общеаравийская тенденция «пророческого» монотеизма. Она же, в высшей своей форме, воплотилась в исламе.
Исламизация в ее политическом аспекте прошла быстро. Разнообразие политических тенденций внутри страны способствовало закреплению в Южной Аравии многих течений ислама — от суннитского шафиитства до исмаилизма и хариджит-ства. Ислам же стимулировал арабизацию химйаритов, начавшуюся еще в V—VI