Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

Заключение. Пути развития Южной Аравии в раннее средневековье

X в. свое экономическое и общественное влия­ние). Представители халифских властей и различных религиоз­но-политических движений (например, зайдитские имамы и та­рифы) оседали в Йемене, и часто именно через них осущест­влялись сбор и перераспределение земельной ренты (через си­стему государственных и религиозных налогов). Значительную долю своей власти над зависимыми людьми все категории гос­подствующего класса получали через признание государством их места в военно-административном аппарате. Не только пришлые администраторы, но и местные владетели и вожди формально считались представителями государственной или ре­лигиозной власти.

Весь раннесредневековый период характеризуется ростом крупного частного землевладения. Большие участки земли при­надлежали кайлям и их социальным преемникам — йеменской мусульманской знати. Различные группы местной знати захва­тывали земли и находившиеся на них селения, присваивая пра­во сбора податей и суда над жителями и даже распоряжения их судьбами. Особую категорию составляли «владельцы име-кт-дийа», эксплуатировавшие окрестных земледельцев и се­зонных работников. Большие земельные участки принадлежали богатым горожанам. Постепенно возникают и начальные фор­мы передачи земельных наделов за службу.

Параллельно развивалась система издольной аренды (в му­сульманское время — мушарака), характерная для всего Ближ­него Востока в эпоху средневековья.

Земледельцы работали на своих и на арендованных землях, а также в поместьях знати, выплачивая долю урожая и на­логи. В начале средневекового периода в Йемене существовал рабовладельческий уклад, сохранявшийся в виде домашнего рабства и содержания рабов-воинов на протяжении всего сред­невековья.

Города раннего средневековья были тесно связаны с воен­но-политической администрацией, являясь символами полити­ческого господства над территорией. Борьбу за них вели все силы, соперничавшие в средневековом Йемене.

В городах жили торговцы и ремесленники, часто владевшие и землями в черте города и вне ее. Городское население, по крайней мере в Сане, имело свои, не очень хорошо нам из­вестные организации, позволявшие горожанам выступать в по­литической борьбе в качестве самостоятельной силы.

Начало раннего средневековья характеризуется постепен­ным упадком древнейеменских религиозных культов и их не­которой  эволюцией  в  сторону единобожия  под  влиянием  рас-

пространившихся в стране монотеистических религий — иуда­изма и христианства. Различная религиозная ориентация почти всегда означала и определенную политическую ориентацию. По­лучили некоторое распространение и внутриаравийские культы. В движении Абхалы ал-Асвада нашла свое выражение обще­аравийская тенденция «пророческого» монотеизма. Она же, в высшей своей форме, воплотилась в исламе.

Исламизация в ее политическом аспекте прошла быстро. Разнообразие политических тенденций внутри страны способ­ствовало закреплению в Южной Аравии многих течений ис­лама — от суннитского шафиитства до исмаилизма и хариджит-ства. Ислам же стимулировал арабизацию химйаритов, начав­шуюся еще в VVI

12[3]4567
Оглавление