Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

Заключение. Пути развития Южной Аравии в раннее средневековье

Общество Йемена пошло по пути синте­за химйаритских, аравийских и раннеисламских элементов фео­дального развития. Типологически это ближе всего к тому типу генезиса феодализма, когда активно взаимодействуют элемен­ты, выросшие из древнего общества, и отношения, привнесенные извне и выросшие в условиях общинно-родового, или дофео­дального, строя  (ср. [335в, с. 10  (№ 2); 335д, с. 7  (№ 1)]).

Общие вопросы такого развития из сложения разных путей были описаны классиками марксизма (см. [2, с. 722—724; 8, с. 146—155; 4, с. 22—23; 5, с. 360—361; 6, с. 333]), разрабо­таны для средневековой Европы и Византии советскими учены­ми (см. [253, с. 245—246, 361—377; 335а—335е; 328а; 297]); уже есть попытки описать с этой точки зрения и общество мусуль­манского средневековья [3286].

Типологические  черты  раннесредневекового   йеменского   об­щества   (при наличии конкретных особенностей,  выделенных и описанных в предшествующих разделах работы)  не уникальны. В  общетипологическом  плане раннесредневековая история  йе­менского общества  может  быть  помещена  в  три концентриче­ских круга сравнения с другими обществами Ближнего и Сред­него Востока.  Самый близкий круг — история Ирака,  Сирии и Египта, где похожее развитие из «внутренних ресурсов» древ­него  общества   сменилось   синтезом,   главным   фактором   кото­рого явились мусульманские завоевания.

Следующий круг сравнения — феодальное развитие визан­тийского общества, где внешний фактор был менее значитель­ным, но где можно видеть много сходных черт общественного развития.  Представляется,  что  византийская  социальная  история более всего типологически аналогична «химйаритскому» пути. Другие аналогии — сасанидский Иран и Аксум. Ранне­феодальные Иран и Эфиопия оказали и некоторое непосред­ственное влияние на характер развития химйаритского обще­ства в VI в., когда Йемен на продолжительные периоды оказы­вался в политической зависимости от этих государств.

Наконец, следующий круг сравнения — генезис феодализма в Закавказье, восточных областях Ирана и в Средней Азии, где наблюдается сходный в некоторых чертах синтез древности с привнесенными элементами, где в несколько иных условиях происходят сходные процессы превращения древних типов зем­левладения в феодальные поместья (дийа) и древней знати — в средневековую феодальную. На другом материале тут можно наблюдать сходные проявления феодализирующей роли кочев­ников и т. д.  (см. [298, с.  122—125; 298а, с. 244—245]).

Те конкретные формы, в которых воплотились на йеменской земле общие для мирового исторического процесса вообще и для Ближнего Востока в частности тенденции средневекового феодального развития, составляют конкретную специфику йе­менской истории, ее несомненную, при всем внутреннем сход­стве с другими странами, оригинальность. Ее значение не нуж­но преувеличивать, но его нельзя и приуменьшать. Несмотря на глубину социального, культурного и идеологического разрыва между химйаритским и мусульманским Йеменом, их соединяют прочные нити исторической преемственности. Древний Йемен не исчез; пройдя через Йемен химйаритский, он стал Йеменом мусульманским.

Раннесредневековая эпоха явилась не только закономерным этапом исторического развития Южной Аравии. Многие ее чер­ты дожили до XX в. Именно в раннее средневековье экономи­ческая самостоятельность общин земледельцев закрепилась бла­годаря наложению на нее родо-племенной системы кабаил, что дало нынешним кабаил Йемена их . политическую и военную) силу.

12345[6]7
Оглавление