Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
Заключение. Пути развития Южной Аравии в раннее средневековье
Общество Йемена пошло по пути синтеза химйаритских, аравийских и раннеисламских элементов феодального развития. Типологически это ближе всего к тому типу генезиса феодализма, когда активно взаимодействуют элементы, выросшие из древнего общества, и отношения, привнесенные извне и выросшие в условиях общинно-родового, или дофеодального, строя (ср. [335в, с. 10 (№ 2); 335д, с. 7 (№ 1)]).
Общие вопросы такого развития из сложения разных путей были описаны классиками марксизма (см. [2, с. 722—724; 8, с. 146—155; 4, с. 22—23; 5, с. 360—361; 6, с. 333]), разработаны для средневековой Европы и Византии советскими учеными (см. [253, с. 245—246, 361—377; 335а—335е; 328а; 297]); уже есть попытки описать с этой точки зрения и общество мусульманского средневековья [3286].
Типологические черты раннесредневекового йеменского общества (при наличии конкретных особенностей, выделенных и описанных в предшествующих разделах работы) не уникальны. В общетипологическом плане раннесредневековая история йеменского общества может быть помещена в три концентрических круга сравнения с другими обществами Ближнего и Среднего Востока. Самый близкий круг — история Ирака, Сирии и Египта, где похожее развитие из «внутренних ресурсов» древнего общества сменилось синтезом, главным фактором которого явились мусульманские завоевания.
Следующий круг сравнения — феодальное развитие византийского общества, где внешний фактор был менее значительным, но где можно видеть много сходных черт общественного развития. Представляется, что византийская социальная история более всего типологически аналогична «химйаритскому» пути. Другие аналогии — сасанидский Иран и Аксум. Раннефеодальные Иран и Эфиопия оказали и некоторое непосредственное влияние на характер развития химйаритского общества в VI в., когда Йемен на продолжительные периоды оказывался в политической зависимости от этих государств.
Наконец, следующий круг сравнения — генезис феодализма в Закавказье, восточных областях Ирана и в Средней Азии, где наблюдается сходный в некоторых чертах синтез древности с привнесенными элементами, где в несколько иных условиях происходят сходные процессы превращения древних типов землевладения в феодальные поместья (дийа) и древней знати — в средневековую феодальную. На другом материале тут можно наблюдать сходные проявления феодализирующей роли кочевников и т. д. (см. [298, с. 122—125; 298а, с. 244—245]).
Те конкретные формы, в которых воплотились на йеменской земле общие для мирового исторического процесса вообще и для Ближнего Востока в частности тенденции средневекового феодального развития, составляют конкретную специфику йеменской истории, ее несомненную, при всем внутреннем сходстве с другими странами, оригинальность. Ее значение не нужно преувеличивать, но его нельзя и приуменьшать. Несмотря на глубину социального, культурного и идеологического разрыва между химйаритским и мусульманским Йеменом, их соединяют прочные нити исторической преемственности. Древний Йемен не исчез; пройдя через Йемен химйаритский, он стал Йеменом мусульманским.
Раннесредневековая эпоха явилась не только закономерным этапом исторического развития Южной Аравии. Многие ее черты дожили до XX в. Именно в раннее средневековье экономическая самостоятельность общин земледельцев закрепилась благодаря наложению на нее родо-племенной системы кабаил, что дало нынешним кабаил Йемена их . политическую и военную) силу.