Книга:
Глава Ш Хозяйство и управление
был закреплен за определенными большими семьями, а в рамках этих семей был выборным. По словам миссионера Уитми, верховного вождя выбирало все население острова [112, с. 27]. По мнению Уильямсона, эта привилегия принадлежала главам больших семей [114, т. 3, с. 397]. Преемником жреца обычно был либо его брат, либо сын.
Немецкий этнограф Г. Кох в 1960 г. жил в хижине жреца, и тот однажды похвастал, что может вызвать шторм. Один скептик усомнился и потребовал доказательств. Ночью разразился шторм, было разрушено три хижины. Все поверили, что шторм вызвал жрец [79, с. 50].
Жрецы иногда подчиняли себе верховного вождя и фактически захватывали власть над островом. Так, Э. Граффе отмечал, что островом Нанумеа, где было два вождя и семь жрецов, управляли последние [66, с. 189]. На Фунафути жрец пользовался большим влиянием, чем верховный вождь (алики) [66, с. 189].
Но, как правило, управление хозяйственной и социипи жизнью было сосредоточено в руках вождейальнои руководил всей хозяйственной стью назначал сроки начала работ, распределил рабочую силу. Собранный урожай, добытый улов ели к его дому, он делил клубни, кокосовые орехи между малыми семьями. Спор о земле между большими семьями решался на совете глав больших семей [66 с. 188], либо Единолично верховным вождем. В компетенцию верховного вождя входили вопросы йны и мира, он наказывал виновных в убийстве, прелюбодеянии (обычно провинившегося сажали в лодку, иногда предварительно просверлив в ней дыры, отталкивали лодку от берега). Слуги вождя созывали трубя в сигнальные раковины. Алики выходил из дома и объявлял о своих решениях.
На острове Нануманга, где правил род Моухала, в головном уборе вождя были символы двух божеств, Похи и Фоиланги; символы роста кокосовых пальм; символы трех линий рода: первой — с предком Теохи, второй —с предком Понга, третьей — с предком Лему-ли. Один из представителей третьей линии надевал это украшение на 'голову вождя и обращался к божествам, призывая их покровительствовать новому вождю, сделать так, чтобы на острове было много кокосовых орехов, клубней пулаки, чтобы ловилась рыба и не было войн [78, с. 95—97].
Вожди на островах Тувалу обладали большой властью. Считалось, что вождь не может красть — он просто берет у подвластных ему людей любую приглянувшуюся ему вещь [95, с. 104].
На чем покоилась власть вождя? По мнению Те Ранги Хироа, такой базой была генеалогия. «Наследование власти вождя, — пишет он, — было основано на первородстве по старшей мужской ветви, потому что в родословном древе она ближе, чем младшая ветвь, к знаменитым предкам, культурным героям и к самим богам... Вожди и жрецы вели свою родословную по прямой .линии от богов» [28, с. 41, 42].
В этих словах Те Ранги Хироа отразилось в известной мере традиционное представление полинезийцев о решающей роли в определении титула вождя первородства по старшей мужской линии. Именно на этом и основана полинезийская табель о рангах: линия, идущая от первого предка через старшего мужчину в каждом последующем поколении (старшая линия), — это линия верховных вождей; линии, идущие хотя бы в одном поколении через младшего мужчину, — это линии низших вождей разных рангов; что же касается людей,, в том, что базой власти вождя является его первородство связь которых с первым предком проходит через млад- по старшей мужской линии. ших мужчин, и притом в нескольких поколениях, то. они Согласно другой точке зрения, которой, в частности, утрачивают ранг вождей и переходят в разряд рядовых придерживается М. Салинс [98], власть полинезийскогообщинников. Последние, как правило, уже не просле- вождя основывается на его распределительной или пе-живают свою связь с первым предком и вообще не зна- рераспределительной функции. К вождю стекаются мают длинных генеалогий. териальные блага (кокосовые орехи, клубни пулаки,Эта идея была символически выражена в головном рыба), вождь распределяет их среди общинников,уборе верховного вождя острова Нануманга —он ста- устраивает празднества, выделяет средства на возведе-новился вождем, потому что являлся членом правящего* ние дома собрании, строительство большой лодки и бла-рода Моухала (а не Мангомахи, Мангатаи и Калава), годаря этому приобретает уважение рядовых членов об-притом по старшей линии, где предок —Теохи (трех- щины,