Книга:

Глава Ш Хозяйство и управление

затем завоевывает власть и, наконец, захватывает цветные полосы пандануса), а не по младшей, где пре- землю и другие материальные блага [98, с. 4].док —Понга  (двухцветные полосы пандануса), и не по        На Ниутао до сих пор помнят о том, что первый уро-третьей   еще более младшей, где предок —Лемули  (бо- жаи люди приносили алики [78, с. 52—53]. Часть этих ковые украшения).  Из  предания этого  острова извест- подношении вождь выделял на обряды и празднества,но   что Моухала  постепенно   утратил   свое   положение- на содержание умельцев во время постройки домов   иправящего рода и власть на острове захватил род Ман- лодок, на снаряжение дальних плаваний и т. д.гомахи. Таким  образом, вопрос,  на  какой  базе покои-       Устная история   островов   Тувалу   свидетельствует,лась на острове Нануманга власть верховного вождя из. что основой власти вождя была собственность на земрода   Мангомахи,   остается   открытым. Первый предок, прибыв на   остров,   объявлял себя На   атолле   Фунафути   на   протяжении   нескольких собственником всех земель. Более поздние иммигрантыпоколений  власть находилась  в   руках   рода   Тепаоло.. зависели от него, потому что у них земли не было, а уМежду тем это не старшая и даже не   младшая   муж- него была. Правящий   род владел   лучшими   землями,екая   а женская линия: Тепаоло был сыном дочери второго предка-Каитосунги.                                                   переделом земель.

Хорошо известно, что полинезийские генеалогии в па островах увалу господствовала та форма собственности, являющаяся переходной между общинной и Лишь жрецы, знатоки генеалогий, хранили в памяти частной, которую Ф. Энгельс назвал обособленной собственностью (Sondereigentum) [1, с. 58]. Культивируемая земля была поделена между частями общины, вать первородство правящего алики. В частности, нельзя с уверенностью сказать, что генеалогия вождей атолла  Фунафути  отражает   действительный  ход   событий.

Права на участок земли достигают максимума в правах верховного вождя. Однако его права тоже ограничены—верховный вождь имеет свои участки, на ко—торых работает его каинга (как правило, самая многолюдная) и которыми он распоряжается по своему усмотрению, а все другие земли находятся во владении других каинг, с главами которых верховный вождь не может не считаться. Во-первых, все наиболее важные решения он принимает с согласия совета глав каинг, 1во-вторых, в условиях постоянной борьбы за власть верховный вождь предпочитает жить в дружбе не только с главами каинг, но и с рядовыми общинниками.

1234[5]
Оглавление