Книга:

Глава Ш Хозяйство и управление

— тесло с клинком шириной 10—12 см для обработки стропил, черпаков; токи факатека — тесло с клинком шириной 6 см для обработки остова лодки, а также досок и аутригера;. токи талаи — тесло с клинком шириной 5 см для обработки остова лодки, досок, аутригера, стропил при постройке хижины; токи талаи фолики — тесло с клинком шириной 4 см для обработки остова лодки; токи фолики— тесло с клинком еще меньшей ширины для обработки аутригера, креплений сидений и платформы. токи туниу ласи — тесло с косым клинком для долбления остова лодки, ступок и деревянных сосудов; токи туниу таи фолики — тесло с маленьким косым клинком для долбления остова лодки, ступок, деревянных сосудов; токи туниу фолики — тесло с косым клинком еще меньшей ширины {около 4 см) для тех же целей.

Атупа было трех видов: атупа — тесло с подвижным-клинком для тонких работ при долблении остова лодки„ ступок, деревянных сосудов; атупа таи фолики — тесло с   подвижным   клинком  меньших  размеров  для   таких же работ; атупа фолики — тесло с подвижным клинком еще меньших размеров для отделки черпаков рукомойников   [78,   с.   140-141].

По воспоминаниям стариков, на Ниутао, Нануман-ге и Нукуфетау в прошлом имелось два мастера по постройке домов на каждом. Причем туфунга фай фале—это не только профессия, но и титул, принадлежащий определенному роду и передававшийся по наследству от отца к старшему (лучшему) сыну. Большая семья, решившая обзавестись домом или лодкой, приглашала туфунгу и его помощников, среди которых были и опытные строители. Будущие владельцы дома или лодки заготовляли строительный материал и помогали мастерам. Туфунга, руководивший всеми работами, выделялся особым головным убором и шейными украшениями. Более опытные люди выполняли сложные операции, менее опытные —простые, функции самых неопытных ограничивались тем, что они затачивали часто ломавшиеся раковинные клинки топоров. Крупную лодку строили от двух до пяти месяцев. Большая семья, заказавшая дом или лодку, каждый день кормила строителей, а после окончания работы устраивала большое празднество, на котором преподносила им подарки.

На Тувалу были также специалисты по изготовлению деревянных сосудов. Один из них, Танапа с острова Ниутао, прославился настолько, что о нем была сочинена песня. В ней есть такие слова: «Уе Танапа ма тона токи! Eua, aua, aual» — «Слава Танапе и его теслу! Слава, слава, слава!». В песне упоминается о том, что Танапа выучил своему мастерству Лепо [51, с. 84].

К разряду туфунга относились также целители болезней — туфунга фай масаки и жрецы — вакаатуа ,(в  буквальном  переводе вакаатуа—лодка  божества).

В I960 г. на Ниутао было три целителя болезней, на Нукуфетау,— два, на Нануманге—один. Обычно в качестве целителей выступали мужчины, но функции акушерок {туфунга факакоконо) выполняли женщины [78,   с.   177].

Целители болезней, равно как и другие туфунга, наследовали свои знания от предков и передавали их старшему (лучшему) сыну. В прошлом при лечении болезней прибегали к магии, взывали к родовым божествам. На Нануманге было четыре дома божеств (фалеатуа), соответственно числу древних родов (Моухала, Мангомахи, Мангатаи и Калава). Больного вводили в дом его родового божества, где хранились черепа вождей, жрец взывал к духу вождя, прося его помочь. Но чаще при болезнях прибегали к помощи туфунга фай масаки, который не только обращался к родовым божествам, но и принимал практические меры. Туваль-ские целители делили болезни на внешние и внутренние. Для лечения первых применялся в основном массаж, а вторых — уколы зубом акулы. Целители неплохо лечили переломы костей, в том числе ребер, вывихи, ожоги, кровоточащие раны, удаляли больные зубы. В качестве вознаграждения род больного давал им зрелые кокосовые орехи, клубни пулаки, иногда — циновки, в настоящее время — также кур и свинину.

Вакаатуа выступали как посредники между живыми членами рода и родовым божеством. Они знали родо-, вые генеалогии и предания, границы родовых земель. Наибольшим почетом пользовался жрец правящего рода. Из этого рода выбирался вождь всего острова или, если на острове было двоевластие, его части. В преда-,нии атолла Фунафути говорится, что жрецы иногда играли довольно значительную роль. Титул вакаатуа

12[3]45
Оглавление