Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

3. ПРЕДАНИЯ О МАРИБСКОЙ ПЛОТИНЕ

Марибская плотина неоднократно становилась предметом исследований ученых и вызывала интерес путешественников (см. [161; 162;.400; 533; 3876]). На основании новейших об­следований и аэрофотосъемки можно приблизительно оценить площадь, которую орошали Марибская и примыкавшие к ней небольшие плотины (Джуфайна и др.), в 10 тыс. га [3876, с. 90], что составляло менее 0,5% посевных площадей Йемена (примерная оценка пригодных к обработке площадей — около 5млн. га [270, с. 63]). Таким образом, при всем величии своего внешнего вида (огромная насыпная перемычка длиной около 1 км, башни шлюзов, выложенные тесаными блоками и подни­мающиеся на высоту до 10 м, надписи и святилища вокруг) эта плотина была лишь локальным оросительным сооружени­ем, а не основой оросительной системы Южной Аравии, как это представлялось средневековому преданию.

Тем не менее эта плотина многим выделялась среди других оросительных сооружений. Ее размеры и тщательность обра­ботки строительного материала превосходили все, что нам из­вестно об оросительных сооружениях древнего и раннесредневе-кового Йемена (в основном они строились из грубого камня). Плотина эта стояла около большого столичного города, и впе­чатление от нее усиливалось великолепием столицы. Кроме то­го, Марибский оазис находился на краю пустыни Руб ал-Хали, и резкий контраст плодородия, рожденного плотиной, и беспло­дия пустыни тоже отражался в сознании тех, кто приезжал в Мариб с торговыми караванами. Среди них было много жи­телей оазисов Аравии, много бедуинов из кочевых племен. Они и разнесли по всей Аравии славу о Марибской плотине, а по­том и вести о ее разрушении.

Марибскую плотину выделяли не только размеры, но и характер ее функционирования. Из обилия иловых наносов у плотины следует, что она служила и для хранения воды, а не только для ее распределения, как большинство оросительных сооружений Южной Аравии [400; 3876]. О том же свидетель­ствует средневековое описание, восходящее к некоему факиху из Шибама Каукабана: «Ма.рибская плотина — это (место) между трех гор, где вода селей собирается в одно место и где этой воде есть только один выход. Древние (аваил) перекрыли это место прочными камнями (хаджаратун сулбатун, но ср. Ко­ран СУ/4, где хаджаратун — «камни», т. е. мн. ч.) и свинцом. Там воды из источников собирались с частью воды селей (ма йахтасс мин), и они скапливались позади плотины [садд), как море. И когда они хотели оросить свои поля, то открывали в этой плотине, в соответствии с их нуждой, сложные ворота (абваб мухаккама) и механические задвижки (харакат мухан-даса) и орошали, сколько нужно, а потом закрывали ее (пло­тину), если хотели» [197, т. 4, с. 383].


Другой рассказ, происходящий из среды йеменских абна, описывает сочетание распределения паводковых вод с достав­кой на поля удобрений: «Ал-Арим— это по-химйаритски дам­ба (мусанна). Она перегораживала пространство между двумя горами, и вода собиралась позади плотины (садд). В ней были сделаны отверстия (абваб), одно над другим, а перед ней— большой пруд, из которого было сделано 12 выходов, по ко­личеству каналов (анхар). Когда наступал период дождей, па­водковые воды собирались позади плотины. По приказу от­крывалось верхнее отверстие, и вода текла в пруд. Потом до­ставляли навоз (ба р) и кидали его туда; различные куски на­воза выносились из пруда с разной скоростью; они же замед­ляли течение в каналах; и кидали навоз в воду так, что он вы­ходил равномерно с водой. Так они распределяли его (навоз) между собой. И было с ними то, что было, как у Сулаймана (т. е. благоденствие)» [103, т. 22, с. 54].

[1]234
Оглавление