Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
3. ПРЕДАНИЯ О МАРИБСКОЙ ПЛОТИНЕ
указывает, что в аравийской традиции слово воспринималось как название, имя собственное плотины или селя.
Имя Саба, употребляемое для страны или народа, которые во времена Мухаммада назывались уже Химйар [258, с. 26— 27], указывает на влияние письменно-книжной традиции, той самой, из которой происходит и другой «йеменский», но мало связанный с реальным Йеменом рассказ Корана — история царицы Сабы и Сулаймана (Соломона).
Общий стиль коранического рассказа о Сабе, трактующий разрушение плотины как огромную катастрофу, приведшую к гибели народа (по аналогии с адитами и самудянами),— не просто результат соединения предания о Марибе со стандартными кораническими мотивами. В трудах историков и комментаторов зафиксирован ряд преданий о гибели Марибской плотины, выходящих за рамки Корана. Эти предания приводятся как предыстория ислама или как объяснение коранического рассказа; они значительно обработаны под влиянием Корана, но в них много деталей, с Кораном не связанных, что позволяет видеть в них остатки тех легенд, которые легли в основу коранического «напоминания» о судьбе древней цивилизации (основные варианты единой версии легенды о прорыве плотины содержатся в «Тафсире» ат-Табари [103, т. 22, с. 54—57]; более пространные варианты см. [207, т. 3, с. 366—394; 59, с. 273—280; 197, т. 4, с. 383—388]).
Эта легенда приписывает разрушение плотины крысе (джу-раз, в глоссах фар), специально посланной Аллахом, чтобы наказать жителей Мариба. Крыса эта, с которой не сумели справиться ни специальные охранники, ни кошки, подрыла основание плотины, и она рухнула при первом паводке. Следует отметить, что мотив крысы не слишком фантастичен. Крысы действительно являются врагами земляных плотин, и рассказ о крысе (крысах) мог быть частью первоначальной, докорани-ческой легенды о размыве плотины.
Другой важный мотив этого предания никак не связан с Кораном. Он объясняет прорывом плотины массовое переселение йеменских племен на север. Согласно наиболее распространенному варианту легенды, вождю одного из аздитских племен, якобы живших у Мариба, Амру б. Мазикийе, было предсказано, что плотина разрушится. Под влиянием вещего сна, в котором крыса легко раскидывала огромные валуны плотины, или же под влиянием новых предсказаний своей ясновидящей сестры Амр тайно покинул со своим племенем Мариб, предварительно выгодно распродав принадлежавшие ему и его сородичам земли [59, с. 275—281; 60, с. 270—276].
С этим выселением кахтанидское предание конца VII—начала VIII в. связывает появление в -Сирии и Ираке «кахтани-дов», племен и родов, якобы пришедших из Йемена. Схема эта исторически неверна уже потому, что полное разрушение плотины не могло иметь место ранее второй половины VI в., а так называемые кахтанидские племена (лахм, калб, джузам и др.) достоверно зафиксированы в Сирии, Ираке и Северной Аравии значительно раньше. В связи с временными разрушениями плотины, ее ремонтами и военными действиями в ее округе действительно могли иметь место различные перемещения племен, даже значительные по местным масштабам (ср. [172, с. 375]: об отражении выселений племен в С1Н 540, стк. 68— 69; [498, с. 417, примеч. 25]: о связи перемещений племен с. разрушениями, зафиксированными в IV в. в надписи За 671).. Они могли послужить основой для различных местных преда-кий и преданий йеменских бедуинов.