Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

2. ПЕРВОЕ ИСМАИЛИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Так продолжалось до середины XI в., когда исмаилиты сумели вернуть себе власть над Йеме­ном под руководством энергичного Али ас-Сулайхи.

При противоречивости и отрывочности сведений даже о по­литической истории исмаилитов Йемена достоверно описать со­циальный характер движений крайне трудно. Следует, видимо, исходить из того, что религиозно-политические идеи исмаилизма могли вдохновлять разные по своему социальному характеру движения и что в конце IX — начале X в. исмаилизм исполь­зовал в своих целях широкое недовольство масс своим положе­нием. Поэтому во многих конкретных случаях, в Ираке, Бах-.рейне, Сирии, Йемене и т. д., исмаилитская борьба за власть сливалась со стихийными движениями социальных низов, глав­ным образом крестьянских (ср. [5, с. 360—361]).

В Йемене даже всамый разгар движения исмаилитская про­паганда не находила большой поддержки в городах. Она чер-


пал& себе сторонников в горных районах среди крестьян и ко­чевников. Движение Али б. ал-Фадла было массовым, что сле­дует из настойчиво повторяемых источниками данных о много­численности его армий, которым почти всегда противостояли только дружины местных правителей и . небольшие гарнизоны наместников. Среди сподвижников Али б. ал-Фадла почти не было представителей местной знати. Только некоторые прави­тели на короткое время из сугубо тактических соображений ста­новились его союзниками.

Ибн ал-Фадл вел постоянную пропаганду, провозглашая, в частности, борьбу против угнетения и притеснений. Так, поход против ал-Манахи был якобы местью за жестокую расправу, учиненную им над сельскими жителями [52, с. 191]. Общинный порядок жизни, установленный у исмаилитов, был привычен и понятен членам крестьянских общин-шабов. Идеи внутрен­него благочестия, пренебрежение к деталям ритуала импониро­вали и крестьянам, и кочевникам. В исмаилитской пропаганде использовались рассуждения об отсутствии небесного рая, о райских наслаждениях на земле, формулы типа: «Посевы при­надлежат тому, кто за ними ухаживает» [115, с. 195, 210; ПО, л. 29а, б; ср. с. 117]. Они, конечно же, имели отвлеченно-ре­лигиозный, а не социальный характер, однако пониматься могли по-разному. Враги истолковывали эти рассуждения как про­поведь безнравственности, однако в восприятии масс они мог­ли ощущаться как не всегда осознанные отзвуки собственных смутных социальных чаяний.

Для движения Ибн ал-Фадла характерно широкое участие в нем равнинных кабаил: мазхидж, зубайд,  акк. Ибн Хаушаб, напротив, не сумел привлечь племена на свою сторону. В рас­сказах о его деятельности кабаил постоянно фигурируют как противники или как подчиненные силой, что особо подчерки­вается.

Враги Ибн ал-Фадла были врагами и притеснителями зна­чительной части сельского населения. Противниками исмаили­тов часто оказывалась прежде всего местная знать — потомки химйаритских кайлей. Типичными представителями этого слоя были Йуфириды, ал-Манахи и др.

Впрочем, не следует преувеличивать значение классовых про­тиворечий в этом движении. Они были в зачаточном состоянии и отчетливо не проявлялись.

1234[5]6
Оглавление