Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
2. ПЕРВОЕ ИСМАИЛИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Многие исмаилиты отказались признать Абд Аллаха действительным махди. В событиях тех лет много неясного. Одни сомневались, что именно этот человек был потомком Мухам-мада б. Исмаила, другие не считали его достойным махдист-ской миссии, третьи. были недовольны переносом центра движения в новое место. В рядах исмаилитов произошел раскол [196, с. 94; 344, с. 40—41, 367].
Главный даги (второй после «скрытого» имама человек в исмаилитской иерархии) Файруз бежал из Египта в Йемен к Ибн Хаушабу и пытался поднять на бунт тамошних исмаилитов. Ибн Хаушаб остался верен имаму Абд Аллаху и открыто признал его в качестве махди. Файруз перебрался к Ибн ал-Фадлу, который поддержал его [196, с. 193, . 224—225, араб, текст, с. 40; 76, с. 150; 75, с. 158 — текст испорчен, выпало имя «Файруз»]. Ибн ал-Фадл объявил в ал-Музайхаре, что не признает "Абд Аллаха ал-Махди имамом, и настаивал на этом, несмотря на письменные уговоры Ибн Хаушаба.
Раскол перерос в вооруженную борьбу. С армией в 10 тыс. человек, состоявшей из племенных ополчений йафи, мазхидж, зубайд и др., Ибн ал-Фадл захватил Шибам, пришел, в долину Лаа и, наконец, осадил Ибн Хаушаба в Масваре. Осада была долгой, но взять крепость не удалось. Было заключено перемирие, гарантией которого стала выдача заложника — одного из сыновей Ибн Хаушаба (через год он был отпущен на свободу) .
Возвращаясь от Масвара через Санскую равнину, Ибн ал-Фадл в очередной раз занял переходившую из рук в руки Са-
ну. Тогда же он заключил мир с йуфиридом Асадом, который отрекся от Аббасидов и был за то назначен наместником Ибн ал-Фадла в Сане. Однако Асад воспользовался первым же представившимся случаем, чтобы отомстить своему давнишнему врагу. К Асаду пришел некий багдадец, искусный в медицине, и предложил за вознаграждение избавить его от исмаи-литского вождя. Сделка была заключена, и багдадец уехал в ал-Музайхару, где вскоре прославился своими лекарствами и умением пускать кровь. Однажды его призвали к Ибн ал-Фад-лу, и он сумел отравить его, намазав волосы ядом и проведя по ним бритвой, которой пускал кровь больному. Через несколько часов Ибн ал-Фадл умер. Это случилось в 303/916 г., когда гАли было 33 года [52, с. 204, 208; 115, с. 213—215].
Ас ад сразу же собрал большое войско и двинулся к ал-Музайхаре. Он быстро взял замок ат-Такар, но ал-Музайхару осаждал около года. Осажденные стойко оборонялись, и йуфи-ридские войска ворвались в крепость только после того, как все оборонительные сооружения были разбиты метательными орудиями (манджаник). После этого Асад в союзе с тихам-скими Зийадидами и зайдитским имамом в Саде принялся уничтожать исмаилитов по всей стране. Главные усилия были направлены против Масвара, столицы Ибн Хаушаба, скончавшегося за год до смерти Ибн ал-Фадла. Его сын ал-Хасан вступил в борьбу за власть с новым главой общины, отрекся от исмаилизма и помогал уничтожать соратников своего отца. Вскоре он был убит, а его преемник и победитель тоже перешел на сторону суннитов, признал власть Зийадидов и приказал упоминать в хутбе аббасидских халифов [115, с. 215—216; 52, с. 207—209, 213—217].
Все же, несмотря на внутренние распри и репрессии, в горах Хараза и в районе Масвара продолжали жить исмаилитские общины [115, с. 216—221]. Разрозненные, все они сохраняли связь между собой и постоянно имели общего главу. Сохранялась и связь с фатимидским Египтом.