Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
2. ПЕРВОЕ ИСМАИЛИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Ибн ал-Фадл, опираясь на общину своих приверженцев, тоже построил себе «замок» в Йафи и оттуда объявил военный джихад против «нечестивых» угнетателей, владетелей соседних областей. Первые набеги были совершены на земли Мухам-мада б. Абу-л-гАла из рода Асбах, у которого Али отнял Ла-хедж, Абйан и его столицу Ханфар.
В штурме Ханфара участвовали войска вступившего в союз с Али б. ал-Фадлом Джафара ал-Манахи, правителя обширных горных областей к северу и к западу от Йафи. Передав ему часть добычи, Ибн ал-Фадл тут же объявил войну и ему, двинувшись со своими войсками обратно в Йафи, а оттуда на северо-запад в область Маафир. К тому времени слава о победах Ибн ал-Фадла распространилась по всему Йемену, к нему примкнуло много народу из кочевых и полукочевых кабаил — мазхидж, зубайд и др.
Поначалу отряды Ибн ал-Фадла были разбиты у перевала Бардан; однако они снова вернулись и взяли штурмом крепость ал-Музайхару в районе Удайн, столицу ал-Манахи. Подобно Масвару Ибн Хаушаба, ал-Музайхара стала столицей Ибн ал-Фадла. Ал-Манахи пытался вернуть свои владения, но был убит в следующей битве [52, с. 187—194; 115, с. 207—209].
Ибн ал-Фадл стал, таким образом, правителем южной части Йемена и оказался в прямом противостоянии Йу фиридам, сильнейшим местным, правителям. Некоторые источники сообщают, что тогда в ал-Джанаде он открыто объявил людям об истинной сути нечестивого «карматского» учения [115, с. 209]. Большинство историков относят это ко времени после взятия Саны. Скорее всего сначала, до Саны, имело место, так же как и у Ибн Хаушаба, открытое объявление первоначальной миссии Ибн ад-Фадла — установление власти грядущего махди. Особенности движения Ибн ал-Фадла проявились и были обнародованы позднее, после 297/909 г.
Из районов Худжарийи и Ибба Ибн ал-Фадл двинулся к Сане через долину Йахсуб, разрушив город Манкас. Повсюду на его сторону переходили жители городов и селений и даже некоторые наместники Иуфиридов. Иуфирид Асад бежал из Саны в Джауф, без боя сдав исмаилитам главный город Йемена, символ верховной власти над Южной Аравией. Войска Ибн ал-Фадла вступили в Сану 10 мухаррама 293/905 г. Г52, с. 194—196; 115, с. 210; ср. 37, с. 170: 299. г.].
Когда Ибн ал-Фадл вступил в Сану, Ибн Хаушаб снова овладел Шибамом. В Шибаме произошла встреча двух исмаи-литских вождей, которые покорили большую часть Йемена и разгромили своих главных врагов. Ибн Хаушаб (формально — начальник Ибн ал-Фадла) предложил прекратить завоевания, чтобы закрепиться в покоренных областях. Источники, восходящие к исмаилитско-фатимидской традиции, отмечают, что Ибн Хаушаб был очень обеспокоен самоуверенностью и заносчивостью Ибн ал-Фадла, его решимостью двинуться походом на Тихаму [115, с. 210].
. Соглашения не состоялось. Ибн ал-Фадл двинулся в Тихаму, но его войска застряли в горах, и их выручили отряды Ибн Хаушаба. Через два года он снова двинулся на запад через Хараз, разбил войска правителя Махджама, вышел в Тихаму, взял штурмом и разграбил Забид, а затем вернулся в ал-Музайхару, обеспокоенный большой добычей, которая могла отвлечь воинов от священной войны. Меры, вызванные этим беспокойством, нашли свое отражение в легенде о том, что Ибн ал-Фадл приказал воинам убить всех девушек, захваченных ими в плен в Забиде [52, с. 197—200; 115, с. 210—211]. В 297/909 г. произошел окончательный разрыв между Ибн ал-Фадлом и Ибн Хаушабом. Он был продолжением раскола в исмаилитской общине в целом. В результате успешной деятельности цсмаилитского проповедника Абу Абд Аллаха аш-Шии, бывшего сначала помощником Ибн Хаушаба в Йемене, в Маг-рибе в 297/909 г. амиром верующих был провозглашен «скрытый» имам исмаилитов Абд Аллах (в свое время он покинул Сирию, где потерпело неудачу исмаилитское восстание, и прибыл в Египет).