Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
6. ЙЕМЕНСКИЕ ПЕРСЫ-АБНА
прославленного абнавитским преданием в качестве справедливого наместника, много сделавшего для благоустройства и украшения города Саны. Йеменский поэт из абна Абу-с-Симт ал-Файрузи, например, был одарен деньгами и земельным участком (; акар) в Сане за то, что удачно восхвалил Бармакидов [125, с. 86].
Абна были в основном городскими жителями: торговцами и городскими землевладельцами. В доисламское время они контролировали йеменскую торговлю — ив качестве представителей шахской власти, и в качестве привилегированных торговцев. Поэтому и сосредоточивались они в главных торговых городах, прежде всего в Сане. В Сане богатые абна до ислама владели большими участками в пределах городской черты, позднее на этих землях были построены мечети и молельни. Главная мечеть Саны была построена в саду, принадлежавшем наместнику Базану, поле (джурба), принадлежавшее Абу Хи-малю, было отведено под кладбище с молельней (джаббана) [99, с. 90, 215, 216]. Санские абна владели серебряным рудником ар-Радрад, абна, жившие там, имели имущество в Сане. Другим оплотом абна в доисламское и мусульманское время был Аден. Ал-Мукаддаси в IX в. писал, что большинство его населения — «персы, говорящие по-арабски», т. е., видимо, те же абна [210, с. 96]. В К.а ал-Баун в IX—X вв. были земельные владения абна (акар ли-л-абна); группы абна жили в селениях [125, с. 244]; некоторые абна (нафар мин ал-абна) жили в Замаре [125, с. 79] и в Саде (байт мин ал-абна) [125, с. 249]. Часть абна, будучи сельскими жителями, входила в некие союзы и объединения вместе с другими группами из разных племен, например в объединение йарсум [118, с. 294]. Некоторые места поселения абна, видимо, можно определить по сегодняшним топонимам (например, селения ал-Фурс и ал-Аб-на в области Бану Хушайш, Бану Бахрам в Байт Баус) [118,
с. 416—417 и примеч. 7]. Персидским по происхождению является, вероятно, и название города Манкас.
Санские абна VII—IX вв. были богатейшими людьми города. Особо выделялся среди них род Джурайша б. Газвана, возглавлявший всех санских абна [99, с. 313]. Санцы считали род Газвана богатым (агнийа), оценивая его имущество в 400 тыс. динаров [99, с. 92—93]. В мусульманской Сане абна играли роль очень большую: среди них были и богатейшие торговцы, и ученые, и литераторы; многие предания об истории Саны передавались в семьях абна (см. [99, с. 465—466]). В X в. санские абна уже включали в себя значительное количество людей разных ремесленных профессий, как почитаемых — торговцев, так и презираемых — ткачей, дубильщиков, резников (см. [118, с. 381]). Прежняя верхушка разрослась численно, постепенно теряя связи с политической властью; значительная ее часть выпадала и из состава правящего слоя, и из состава господствующего класса вообще. х
История абна — это, в частности, и история борьбы с ними других группировок внутри правящего слоя. В доисламское время основной силой борьбы с персами стали кабаил мазхидж и ал-харис б. ка б, выступившие против персов и их союзников —