Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

6. ЙЕМЕНСКИЕ ПЕРСЫ-АБНА

прославленного абнавитским пре­данием в качестве справедливого наместника, много сделавше­го для благоустройства и украшения города Саны. Йемен­ский поэт из абна Абу-с-Симт ал-Файрузи, например, был ода­рен деньгами и земельным участком (; акар) в Сане за то, что удачно восхвалил Бармакидов [125, с. 86].

Абна  были  в  основном  городскими жителями:  торговцами и  городскими   землевладельцами.   В   доисламское   время   они контролировали йеменскую торговлю — ив качестве представи­телей   шахской  власти,   и  в  качестве  привилегированных  тор­говцев. Поэтому и сосредоточивались они в главных торговых городах, прежде всего в Сане. В Сане богатые абна до ислама владели   большими  участками   в  пределах     городской   черты, позднее  на  этих  землях  были  построены  мечети  и  молельни. Главная мечеть Саны была построена в саду, принадлежавшем наместнику Базану,  поле   (джурба), принадлежавшее Абу Хи-малю,  было отведено под кладбище с молельней   (джаббана) [99, с. 90, 215, 216]. Санские абна владели серебряным рудни­ком ар-Радрад,  абна, жившие там, имели имущество в Сане. Другим оплотом абна в доисламское и мусульманское время был Аден. Ал-Мукаддаси в IX в. писал,  что    большинство его населения «персы,  говорящие по-арабски»,  т.   е.,  видимо,   те же абна [210, с. 96]. В К.а ал-Баун в IXX вв. были земельные владения  абна   (акар ли-л-абна);  группы  абна жили в  се­лениях [125, с. 244]; некоторые абна (нафар мин ал-абна) жи­ли в Замаре [125, с.  79] и в Саде  (байт мин ал-абна)    [125, с. 249].   Часть  абна,   будучи  сельскими  жителями,   входила   в некие союзы и объединения вместе с другими группами из раз­ных племен, например   в объединение йарсум [118, с. 294]. Не­которые места поселения абна, видимо, можно определить по сегодняшним топонимам   (например, селения ал-Фурс и ал-Аб-на в области Бану Хушайш, Бану Бахрам в Байт Баус)  [118,


с. 416—417 и примеч. 7]. Персидским по происхождению явля­ется, вероятно, и название города Манкас.

Санские абна VIIIX вв. были богатейшими людьми горо­да. Особо выделялся среди них род Джурайша б. Газвана, воз­главлявший всех санских абна [99, с. 313]. Санцы считали род Газвана богатым (агнийа), оценивая его имущество в 400 тыс. динаров [99, с. 92—93]. В мусульманской Сане абна играли роль очень большую: среди них были и богатейшие торговцы, и ученые, и литераторы; многие предания об истории Саны передавались в семьях абна (см. [99, с. 465—466]). В X в. сан­ские абна уже включали в себя значительное количество людей разных ремесленных профессий, как почитаемых — торговцев, так и презираемых — ткачей, дубильщиков, резников (см. [118, с. 381]). Прежняя верхушка разрослась численно, постепенно теряя связи с политической властью; значительная ее часть выпадала и из состава правящего слоя, и из состава господст­вующего класса вообще.   х

История абна — это, в частности, и история борьбы с ними других группировок внутри правящего слоя. В доисламское вре­мя основной силой борьбы с персами стали кабаил мазхидж и ал-харис б. ка б, выступившие против персов и их союзников —

12[3]4
Оглавление