Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

6. ЙЕМЕНСКИЕ ПЕРСЫ-АБНА

хамданитов. Затем, в период ридды, мазхиджитский вождь Кайс попытался вообще изгнать прежних правителей из страны и даже начал осуществлять задуманное.

Постепенно главными соперниками абна становятся сан­ские роды, происходящие из кабаил: Абд ал-Мадан (ал-харис б. каб) и бану Шихаб (кинда и хаулан). Спор между абна и другими жителями Саны за отведенную для выпаса скота территорию (химу) в Рахабе вырос в серьезное столкновение. Жителей Саны — противников абна — представлял знатный химйарит Али б. Сумама из рода, поставлявшего арифов ко­ренным санцам. Абна представлял Ибрахим б. Фирас, который зачитал грамоту, написанную якобы пророком и подтверждаю­щую права абна на эту территорию. Ибн Сумама. отказался верить подлинности этой грамоты, за что по приказу намест­ника был наказан и получил 75 ударов кнутом. Наместником был тогда, при первом аббасидском халифе, Али б. ар-Рубаи из рода Абд ал-Мадан. Тем не менее он выступил на стороне абна, еще не утративших своего влияния [113, с. 77—78; 52, с. 120—121].

Однако постепенно влияние шихабитов растет. После орга­низованного абна убийства нескольких хариситов (это была месть за убийство, совершенное в Наджране, см. выше) шиха-биты начинают действовать заодно с хариситами. Возможно, первым показателем изменения ситуации была деятельность присланного в 195/810-11 г. ал-Мамуном наместника йазида б. Джарира ал-Касари, мазхиджита, который начал преследо­вать абна, запрещать их браки с арабскими женщинами и де­вушками,  расторгать уже заключенные браки [74,  с.   147;  288,


с. 98]. В начале IX в. богатые шихабиты добиваются не только высокого материального положения, но и расположения на­местников и разворачивают активную борьбу против абна, о которой писал ал-Хамдани [118, с. 418]. Сана разделилась на два лагеря: в одном—абна и часть пришлых северных ара­бов (низаритов), в другом — бану Шихаб и все, кто относил себя к коренным южньГм арабам (кахтанидам) [125, с. 264— 265]. В это время абна уже утрачивают свои позиции в Сане. В конце X в., когда в городе разгорелась острая борьба за власть, абна — одна из соперничающих группировок, не более. Ибн ад-Дайба пишет об этом времени: «Борьба за Сану шла между хамдан, хаулан, химйар, абна и бану Шихаб; каждый месяц там был новый амир или правитель; но их все время свергали» [52, с. 231] (о возможном сотрудничестве абна с зай-дитами см. [266, с. 42]).

123[4]
Оглавление