Книга:
Глава IV Община, семья, род
Конечно, и в прошлом, среди предков, была женская линия, но ныне она, слившись с младшими ветвями мужской линии, забыта. Теперь среди предков есть только мужская линия со старшей и младшими ветвями, только отцовский род. Но среди живых женская линия отчетливо различается. Род, если иметь в виду только живущих, состоит из людей, связанных с Тапу Ливи через мужчин, и людей, связанных с ним через женщин. В нынешнем роде следует различать предковую часть (члены ее связаны с предком по мужской линии) и ту часть, члены которой тоже принадлежат к этому роду, но лишь потому, что связаны с вождем рода через его сестер.
Члены рода имеют разные права на землю каинги. Член предковой части может получить земельный участок в вечное владение, может передать его по наследству своим сыновьям и даже на некоторое время дочерям. Но передача земли в наследство дочери может -быть оспорена главами домохозяйств, входящих в лаингу, и отменена.
Д. Кеннеди приводит следующий пример. Глава каинги Те Усо, последний в своем поколении, имел трех сыновей: Ангелу, Салемону и Те Фану. Умирая, он поделил между ними часть общей земли (каи таси), а титул главы каинги и контроль над остальными ее землями передал старшему сыну, Ангелу, который жил недолго и, в свою очередь, передал титул главы каинги и контроль над этими землями Салемоне. Таков обычай—тирят о том, однолинейна или билатеральна матакаинга.
Как уже отмечалось, М. Салинс характеризует каингу на островах Гилберта как однолинейную группу, а Гуденоф — как билатеральную. Но дело в том, что в матакаинге есть те, кто прослеживает связь с предком
Различать предковую часть матакаинги и матака-ингу в целом необходимо и тогда, когда речь идет обэкзогамии. Предковая часть — экзогамна. Независимо от того, в каком отдаленном генеалогическом кровном родстве находятся между собой ее члены, браки между тул переходит от старшего брата к младшему и, лишь запрещены. Матакаинга — в целом — не экзогам-если нет братьев (в том числе двоюродных, троюродных Браки между членами матакаинги возможны, но и даже адоптированных) ,— к одному из их сыновей. соблюдении определенных правил. «Дети братьев Салемона, однако, поссорился с Те Фаной и, умирая, отца, —пишет Г. Кох, —равно как дети брать-завещал контроль над землями каинги не ему, а дочери сестер матери, являются для Эго равным образом Днгелу, Тафоу. Главы домохозяиств, входящих в каин- (т> е. наравне с родными братьями и сестрами —Я. Б.) ги отменили это решение: контроль над землями каинина и туангане, и тем самым половые и брачные связи ги был передан Те Фане [77, с. 352]. При этом главы запрещены» [81, с. 111]. Поэтому двоюродные домохозяиств аргументировали свои действия следую- братья и сестры не вступают в брак. Для троюродных щим образом: если бы Салемона поделил остающуюся экзогамный запрет уже не столь категоричен, а для бокам таси на три части (одну —для Те Фаны, другую—отдаленных степеней родства запретов вообще не для Тафоу и третью —для себя), то он мог бы завещать существует.
сбою часть кому угодно, в том числе и дочери брата, но в каинге Тапу Ливи членами, которые не принад-Тафоу сохраняла бы права на землю лишь до замуже- лежат к его матакаинге, являются жена Тапу Ливиства В том случае, если -бы Тафоу после замуже братьев и мужья его сестерства перешла в каингу мужа, она немедленно потеряла жены Тапу Ливи и его братьев имеют лишь правобы все права на землю; а если бы осталась в каинге пользования землей, и только до тех пор пока продол-оТЦа, Ангелу, и деда, Те Усо, утратила бы все права, брак. Муж ни в коем случае не может передатькроме права пожизненного пользования. В любом слу- Эемлю своей жене. Даже теперь, когда часть земли пе-чае Тафоу не смогла бы завещать землю своим сыновьям- земля по женской линии не наследуется (хотя ее сыновья были бы членами той же матакаинги, что Те обычно возвращается в родную каингу. Если же вдова остается в семье мужа (что бывает редко), то заботу о ней берет на себя ее родная каинга.