Книга:

Глава IV Община, семья, род

Что же представляет собой община (каинга), домохозяйство  (фале) и род  (солонга) на Тувалу?

По свидетельству И. Брэди, проводившего исследования на архипелаге в 1968—1969 гг., отношения между людьми на островах и по сей день определяются общинными родовыми связями. «Общинная солидарность>;-пишет он, — такова, что каждое домохозяйство должно; время от времени отдавать часть своих продуктов;?и труда на благо всей общины» [38, с. 292]. Всю экономи-, ку, за исключением связей тувальцев с внешним миром, Брэди называет «экономикой, основанной на родстве» (kinship   economics).

Г. Кох, проводивший исследования на Ниутао в 1960-м и в последующие годы, сообщает, что и поныне: каждый род украшает спальные циновки своим родовым орнаментом. Использование этого орнамента кем-либо из других родов ведет к скандалу [78, с. 123]. В прошлом члены каждого рода имели свою особую одежду, свои украшения [78, с. 86, 87, 90], свои узоры татуировки [78, с 98]. Выше говорилось о том, что каждый род помечал кокосовые пальмы особыми родовыми знаками. Более того, каждый род, утверждает Кох, жил на своей земле (тогда деревень вообще не было, добавляет он, а были только, родовые поселки), имел общий дом для спанья, общий амбар, общую земляную печь, общую лодку [78, с. 130]. Свидетельство Коха подтверждает Д. Кеннеди. Семьи, родственные по мужской линии, говорит он, составляли экзогамный коллектив и, жили в особом поселке [77, с. 349].

Исследователи, как правило, не проводят различий между общиной и родом. Кох считает, что тувальцы «селились и работали семейными группами» [78, с  II].

ветственно девять домохозяйств. Из них четыре — домохозяйства братьев, пять — домохозяйства сестер. Глава каинги— старший сын Тапу. Его зовут Тапу Ливи, ему 48 лет. Каинге принадлежит 56 участков земли, которые Тапу Ливи назвал «своей землей». Правда, тут же добавил, что не может продать ни одного участка, хотя может подарить, если не будет возражений со стороны его братьев и сестер. До прихода европейцев, заметил он, мы ничего не продавали и не покупали, а только дарили; теперь продаем и покупаем, но землю по-прежнему   можно   только   дарить.

Домохозяйство Тапу Ливи

Тапу Ливи. Суега, его жена. Тапу Ливи долго жил на Самоа, где имел жену и детей. В 1963 г. вернулся с одной дочерью, Фофоа. Здесь взял себе молодую жену; Они живут в своем доме вдвоем, детей у них нет. Фофоа живет в доме брата Тапу Ливи, Фаеа.

Домохозяйство   братьев   Тапу  Ливи

Фаеа, брат,Тапу Ливи. Нама, его жена. Восемь детей, в том числе Фофоа, дочь Тапу Ливи.

Фолау, брат Тапу Ливи. Ласела, его мать.

Вине, брат Тапу Ливи. Фатамали, его жена. Семеро детей.

Домохозяйство сестер Тапу Ливи Мало, сестра Тапу Ливи.  Сеаноа, ее муж. Шестеро детей.

Елени, сестра Тапу Ливи.

Ваисамоа, сестра Тапу Ливи. Маноа, ее муж. Десять детей.

Санитима, сестра Тапу Ливи. Сантала ее муж. Четверо детей.

Сенптелела, сестра Тапу Ливи. Тауламати, ее муж, Семеро детей.

Всего в каинге Тапу — 61 человек. Тапу Ливи сказал, что 58 человек, но затем сам записал в моем полевом дневнике состав всех девяти домохозяйств, входящих в каингу, назвал имя каждого члена. Подсчет показывает,   что   в   каинге — 61   человек.

Состав каинги Тапу Ливи смешанный. Здесь четыре вирилокальных (жены пришли к мужьям) и четыр( уксорилокальных   брака    (мужья    пришли    к женам).

Каинга Тапу Ливи имеет много земель, поэтому мужчины, женившиеся на его сестрах, предпочли уйти из своих каинг, бедных землей, в каингу Тапу Ливи.

Тапу Ливи,   трое   его   братьев   и пять   сестер. — всеявляются членами одной матакаинги и тем самым СО

Фаеа       Вине       Фолау      Тапу    Мало      Елени      Ваисамоа     Санитима   Сенителела

Услобныеобозначения:        /\ мужчина        Q

[1]234
Оглавление