Книга:

Глава IV Община, семья, род

Таким образом, характер собственности на землю на к сожалению, мы не выяснили на месте и не нашли островах Тувалу для мужской линии матакаинги- в источниках данных о правах на землю мужей сестер один, а для женской-другой. Сами тувальцы, когда Тапу Ливи. Ясно лишь, что они занимают в каинге подпечь идет о собственности на землю, строго различают в чиненное положение.

пределах локализованного рода две его части.     Тапу Ливи и его   братья  имеют  сородичей   которые

Исследователи, не замечающие этого различия, споре входят в их матаксшнгу, так как, вступив в брак, (послебрачном поселении. — Я. Б.)» [38, с. 291]. Такимушли в Другую каингу. Но они не утратили родовых образом, по сравнению с традиционным прошлым (по связей и составляют в совокупности дислокальную улиули, «самой темной ночью», как его назвали миссиоНеры) мало что изменилось. В деревне живет несколько, которые И. Брэди обозначает то термином «киндред», то «рамадж». Ядром каинги является матакаин-

Солонга ни территориально, ни хозяйственно нега, десцентная группа, т. е. локализованный род. Пред-представляет собой единства. Члены рода, исключая, ковая часть рода — патрилинейная (агнатная), род в конечно, членов матакаинги, живут в разных частях целом— билатеральный (когнатный). Послебрачное деревни входят в разные каинги, не имеют общих зе-поселение чаще всего вирилокально. Но были случаи, мельных владений. Однако между ними существуют когда муж переходил в семью жены [72, с. 53]; бывало тесные отношения взаимопомощи и гостеприимства, они и так, что две сестры со своими мужьями жили в одной совместно справляют свадьбы, организуют похороны. Хижине [52, с. 167]. Поэтому трудно согласиться с Солонга — аморфная группа, численность ее установить Г. Кохом, утверждающим, будто брак на островах Ту-трудно. И. Брэди считает, что солонга имеет случаиныивалу был патрилокальным [81, с. 108]. Более прав в характер [38, с. 297]. Э. Бэрроуз пишет, что в сознанииданном вопросе И. Брэди, полагающий, что брак был самих островитян род не имеет четких границ. Дело «еамбилокальным   [38,   с.   300].

в том, добавляет он, как тесно родство, а в том, помога- Локальность брака в каждом конкретном случае ют люди друг Другу или нет [42, с. 65]. Но, несмотря наопределялась, видимо, материальным и социальным расплывчатость границ и нечеткость связей между чле-положением каинг жениха и невесты. Молодая пара нами солонги, последняя существует по сей день и игра-предпочитала войти в состав более зажиточной и знат-ет немалую роль в жизни тувальцев. В прошлом, как ной каинги. Я. Хогбин обнаружил на атолле Онтонг-уже отмечалось, каинги жили в отдельных поеелках Джава следующую закономерность: если бедна семья связанных Друг с другом тропинками. Но и в этом слу-жены, то брак вирилокальный, а если семья жениха — чае каждая каинга была лишь частью более крупногого уксорилокальный [73, с. 419]. Главную роль при этом общинного объединения, имевшего своего вождя (кото-играет земля. «Земельный голод, — пишет И. Брэди о пого европейцы обычно называли «королем»), управ-современном положении на островах Тувалу, — доводит дявшего с помощью совета глав каинг и под его конт-до того, что многие лица выискивают доступ к земле с полем. Кроме того, как видно из преданий, были дерев-помощью установления искусственных родственных свя-ни в каждой из которых размещалось несколько каинг,1ей (optional affiliation patterns)» [38, с. 291]. В частно-и каждая деревня имела своего вождя и свой совегти, отмечает И. Брэди, тувалец готов стать приемным сыном   или приемным отцом,   лишь бы  войти   в состав

Если разгоралась борьба за власть и возникал осаинги, богатой землей. Еще один путь — войти в со-двоевластие, то на острове появлялась вторая деревняггав каинги в качестве мужа одной из женщин большего своим вождем  и советом глав каинг. семейной общины.   Правда,   это   не  кровное,  родство, а

Общинные объединения сохраняются и в настоящее время. «Каждая деревня,—пишет И. Брэди, — гетерогенна в том смысле, что включает в себя несколько неродственных (или связанных лишь отдаленным родством) рамаджей. Права на землю вытекают из членства в десцентной группе. Десцентная идеология — когнатная, но с сильным агнатным акцентом, что проявляется в наследовании земли, должностей и в резиденцийеревне имущественной и социальной дифференциации.

 

123[4]
Оглавление