Книга:

Глава IV Община, семья, род

женщина         = брак

ставляют родовое ядро каинги. Жены трех братьев (четвертый холостой) и мужья пяти сестер (один из них умер) принадлежат к другим матакаингам. Будучи членами каинги, они не входят в родовое ядро.

Тапу Ливи называет троих мужчин, членов той же матакаинги, что и он, братьями, а пятерых женщин своей матакаинги — сестрами, свою жену и жен своих братьев — аванга, а мужей своих сестер — ма; это люди из других матакаинт. Детей своих братьев, равно как и детей своих сестер, Тапу Ливи называет своими детьми. Все они принадлежат к матакаинге Тапу Ливи, одни по мужской линии (дети братьев), другие—по женской    (дети   сестер).

Братья и сестры Тапу Ливи вовсе не обязательно являются его родными братьями и сестрами, а дети этих сиблингов — их родными детьми. Каинга включает в себя большое число адоптированных членов, что характерно не только для Тувалу, но и для Полинезии в целом. Говоря об аинге у самоанцев, Д. Д. Тумаркин пишет: «Она состояла из трех-четырех поколений ближайших родственников по мужской линии, женщин, пришедших по браку, и лиц, включенных в нее в результате усыновления или удочерения» [31, с. 9]: Э. Хэнди и М. Пукуи сообщают, что у гавайцев боль-шесемейная община (охана), связанная с определенной местностью (айна), состояла из «родственников по крови, браку или адопции» [70, с, 177].    -

Каинга Тапу Ливи имеет много земель, которых на острове не хватает, поэтому люди стремятся попасть в такую болыпесемейную общину посредством брака или адопции[38, с. 291].

Адопция практикуется в Океании, как отмечал Р. Лоуи, «в невероятно больших размерах» [84, с. 460];. на Фунафути в 1976 г. адоптированные были в 45 (75%) из 60 домохозяйств, на Нукуфетау— в 95 (83%) из 114 на Нануманге — в 49 (55%) из 90 домохозяйств [100,, с. 804]. На Таити в 60-х годах XX в. было около 25% адоптированных детей, на Рароиа — 40, на Нукуоро — 61% адоптированных (17 человек были адоптированы дважды, пятеро — трижды и один — четырежды) [47,. с. 154]. Дж. Фишер полагает, что на Понапе адопция — это способ перераспределения земель [58, с. 311]. Иными словами, то, что в сельской общине достигается путем переделов, в гетерогенной — путем адотщии. На атолле Капингамаранги владелец земли считается отцом всех, кто на ней живет, а они — его детьми. Здесь жить на общей земле — значит иметь общую кровь [83, с. 204, 211]. Этот принцип в немалой мере определяет систему родства, о которой -пойдет речь в следующей главе. Для Тапу Ливи все люди его поколения, живущие на его земле, — братья и сестры, а их дети — era сыновья   и   дочери.

Нам не удалось выяснить, какие из детей Фаеа, Вине, Мало, Ваисамоа, Сенителелы являются родными и. какие адоптированными. Если судить по положению дел на других полинезийских островах, можно предположить, что и здесь на каждого родного ребенка приходится один адоптированный.

Среди своих братьев и сестер Тапу Ливи считается:старшим. Однако это не значит, что он старше их повозрасту. Старшинство в данном случае указывает нато, что он является старшим сыном (это обстоятельство учтено в генеалогии каинги и всем ее членам известно) предыдущего вождя каинги, который тоже считался старшим среди своих братьев и сестер, в то время как братья и сестры Тапу Ливи — это младшие сыновья и дочери предыдущего вождя, а подчас — его племянники и племянницы по мужской, а нередко и по женской линии.

В каинге Тапу Ливи дети его братьев —это мужская линия, в которой различаются старшая ветвь (дети самого Тапу Ливи) и младшие ветви (дети его братьев). Дети сестер Тапу Ливи — женская линия. Они принадлежат к той же матакаинге, что и сам Тапу Ливи, живут на его земле, и он называет их своими сыновьями и дочерьми. Но дети сестер хорошо знают, что связаны с Тапу Ливи и его матакаингой через своих матерей, и поэтому называют главу каинги не отцом, а братом матери.

Таким образом, матакаинга состоит из двух линий: мужской и женской. Мужская линия — это отцовский род, члены которого — полноправные собственники земли. Они ведут свое происхождение от предка, который был первым собственником этой земли, и связаны с ним в восходящих поколениях только через мужчин. Это — предковый род.

1[2]34
Оглавление