Книга:

Глава I Открытие и этнографическое изучение архипелага Тувалу

Исследователи установили, что окаменевшая фауна, вынутая с любой глубины скважины, была характерна только для малых морских глубин. Это свидетельствовало о медленном опускании атолла, что подтверждало теорию Ч. Дарвина [113, с. 86].

Некоторые участники экспедиций опубликовали труды,    посвященные 'культуре  и  быту  местных жителей. Так сотрудник Австралийского музея, ботаник и зоологЧ Хэдли участвовавший в первой экспедиции, написалдве работа: «Общий отчет об атолле Фунафути» и«Этнология Фунафути» [71; 72]. Миссис Дэвид, _женаТ. Дэвида, побывавшая на атолле в составе второй экспедиции, написала книгу «Фунафути, или три месяцана коралловом острове: ненаучный отчет о научной экспедиции» Г521.

Экспедиции 1896-1898 гг. на Фунафути привлекли на некоторое время внимание ученых и широких кругов читателей к населению этого атолла и всей группы Тувалу. В журналах появились статьи начальника_первои экспедиции В. Солласа, служащего колониальной администрации на рифовом острове Увеа П. Смита, а также А.   Фоллмера   [101;   Ю2;   ПО).

К   сожалению,   интерес   к   островам   Тувалу   скоро пропал.

Служащие колониальной администрации, как правило, не интересовались культурой и бытом островитян. Но были и исключения. К числу таких людей принадлежал Д. Кеннеди, служащий Комиссии для западной части Тихого океана (со штаб-квартирой на Фиджи), резидент на атолле Ваитупу. Он заинтересовался культурой жителей Ваитупу, тщательно изучил ее и опубликовал книгу «Полевые заметки о культуре Ваитупу» и другие   работы   [75;   76;   7/J.

Даже в кратком обзоре этнографических исследований, посвященных островам Тувалу, невозможно пройти мимо работ крупнейшего специалиста по этнографии Полинезии, носившего два имени. Те Ранги Хироа (по матери,   полинезийке)   и  Питер   Генри   Бак   (по   отцу, НаД остроВах Тувалу Те Ранги Хироа не был и специально о тувальцах не писал, но изучал материальную культуру, общественный строи предания и верования жителей других архипелагов Полинезии. Так как существует культурный фонд, общий для всей Полинезии, многое в его трудах косвенно относится и к жителям островов Тувалу. Особую ценность имеет его книга о самоанцах (предки тувальцев прибыли с Самоа) а также   книга о   жителях   соседнего   атолла. Тонгареваского изучения Полинезии, Те Ранги Хироа в 1945 г. отмечал, что более или менее изучены все архипелаги, за исключением островов Эллис. «Из островов Эллис,— писал он, — атоллы Фунафути и Ваитупу изучены квалифицированными людьми (имеются в виду Ч. Хэдли и Д. Кеннеди. — Н. Б.), но другие атоллы этой группы могут дать дополнительный материал и завершить картину. Таким образом, единственной островной группой в Полинезии, куда надо послать экспедицию, являются острова   Эллис»   [106,   с.   123—124].

С тех пор как были написаны эти строки, этнографическое изучение жителей группы Тувалу продвинулось вперед. В 1953 г. появилась статья Д. Кеннеди «Землевладение на островах Эллис» [77], представляющая собой выдержки из его официального отчета двадцатилетней давности. В 1955—1958 гг. опубликованы три статьи Р. Робертса: «О приготовлении пищи на коралловом атолле», «Четыре народных предания с островов Эллис» и «Те Ату Тувалу: краткая история островов Эллис». Последняя публикация интересна тем, что в ней содержатся записанные Р. Робертсом устные истории каждого из атоллов и рифовых островов архипелага Тувалу. «Те Ату Тувалу: краткая история островов Эллис» — исключительный по своей ценности источник, позволяющий рассматривать основные события в истории архипелага во временном диапазоне. Р. Роберте дает генеалогии верховных вождей атоллов Нуи и Фунафути и рифового острова Нануманга, в которых имеются некоторые неточности. Однако их легко исправить.

В 1961—1964 гг. опубликовал свои работы, посвященные островам Тувалу, немецкий ученый Г. Кох. С июля 1960 по март 1961 г. он вел полевые исследования на рифовых островах Нануманга, Ниутао и на атолле Нукуфетау; кроме того, он посетил Нуи, Ваитупу, Фунафути, Нукулаелае и Ниулакита. Главное внимание Г. Кох уделял изучению традиционной материальной и духовной культуры тувальцев и лишь попутно описывал те или иные социальные институты. Им выпущены две книги: «Материальная культура народов Эллис» и «Музыка островов Эллис» [51; 78], а также ряд статей   [79;   80;   81].

В 1968—1969 гг. на рифовом острове Нануманга и атолле Нукуфетау побывал американец   И. Брэди, собиравший материалы для докторской диссертации. Его работа «Землевладение, родство и общинная структура», написанная в 1970 г.

Оглавление